Популярные народные игры в недалёкую старину были важной традицией развития у людей навыков и способностей, укрепляли здоровье, вырабатывали здоровых дух нации.
Включайте лучшие народные игры в свои сценарии праздников, чтобы отдать дань уважения своей культуре, внести уникальные моменты в праздничное действие.
Старинные народные игры
Эта популярнейшая народная игра существует несколько веков, и играют в нее не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.
Лапта
Игра лапта способствует развитию быстроты, ловкости, меткости, точного глазомера и сообразительности. Местом для ее проведения может стать любая большая ровная площадка или лужайка размерами 35 х 60 м или немного меньше (например, 20 х 40 м). Для младших школьников выбирайте площадку поменьше. На одной из коротких сторон такого прямоугольника размечается площадка для подачи размером примерно 6 м, а справа и слева от нее -г- два пятачка, с которых бьющему подкидывается мяч. На противоположной стороне очерчивается дом — полоса шириной в 1 м. Одна из боковых линий площадки — это город.
Для игры нужны деревянная бита длиной 90-100 см с круглой ручкой диаметром 5 см и небольшой круглый резиновый мяч — можно использовать теннисный. Участвуют две равные команды по 6-10 человек. Одна из них — та, которая начинает игру первой, — становится бьющей, другая — водящей. Игра состоит из шести партий, таким образом, каждая команда попеременно должна побывать бьющей и водящей равное количество раз. Все игроки имеют порядковые номера.
Бьющая команда выстраивается вдоль линии города в порядке своих номеров, который устанавливается капитаном, хорошо знающим силы и возможности своих игроков. Водящая команда занимает всю площадку; ее расстановкой также руководит капитан. От бьющей команды на площадку подачи выходит один игрок. А один из членов команды водящих занимает место на пятачке. Когда все готовы, судья подает сигнал — и начинается игра.
Подающий игрок (из водящих) подбрасывает мяч над площадкой подачи, а бьющий ударяет по нему битой, стараясь послать его как молено дальше и сильней к линии дома или за нее. Отбив мяч, он тут лее бросается бегом через площадку. Его задача — добежать до дома и, если сможет, вернуться в город, к своей команде, не будучи осаленным водящими игроками. Их задача — постараться поймать мяч с лету: тогда бьющим засчитывается штрафное очко, а также, подняв мяч, осалить им бегущего игрока соперников. (Здесь очень важно уметь видеть ситуацию на поле и передать мяч тому, у кого выгоднее позиция для того, чтобы осалить бегущего.)
Если бьющий успевает добежать до дома и вернуться в город, не будучи осаленным, то его команда получает 1 очко. Если бьющий добежал до дома, но не рискнул вернуться обратно, он остается там и ждет, когда очередной бьющий ударит по мячу: тогда он снова может бежать через поле.
Штрафные очки начисляются за следующие ошибки:
- выход мяча за пределы поля при подаче,
- осаленный игрок,
- пойманный водящими с лету мяч.
Партия считается выигранной, если все члены бьющей команды сумели удачно перебежать поле. Водящие выигрывают, если им удалось три раза подряд поймать мяч с лету или три раза осалить бегущего игрока. Получив три штрафных очка или выиграв партию по перебежкам, команда бьющих переходит на поле и становится водящей.
Городки
Эта игра также существует с давних-давних времен и до сих пор привлекает к себе большое число поклонников. Она требует от игроков силы, удали, точного глазомера.
Для игры в городки нужны биты и сами городки.
Биты представляют собой круглые деревянные палки длиной 80 см и диаметром б см, городки — круглые деревянные бруски длиной 15 см и диаметром также 5 см.
Размеры площадки для игры в городки могут варьироваться в зависимости от возраста участников. Играть можно один на один или командами.
На площадке на расстоянии 4 м друг от друга (для младших школьников — меньше) размечаются две линии: кон, полукон — и квадрат: город, размером 1,5 х 1,5 м, с пригородом трапециевидной формы. (Для командной игры размечают два квадрата, или города.) В городе поочерёдно строятся из 5 городков 15 фигур (см. рис. внизу).
Для ребят младшего школьного возраста используется 5-6 первых фигур. Все фигуры устанавливаются на передней линии города.
Каждый игрок имеет 2 биты. Его задача — как можно меньшим количеством ударов выбить из своего города как можно больше фигур. Он имеет право на 2 удара и начинает выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то следующий удар можно делать уже с полукона. Городки считаются выбитыми, если полностью выходят за боковую или заднюю часть города. Если же городок закатился в пригород или лежит на черте, то его следует выбивать дальше.
Удар играющему не засчитывается, если он заступил черту кона или полукона.
Выигрывает тот игрок (или та команда), который выбил равное с другим число фигур меньшим количеством ударов.
Для совсем упрощенного варианта игры достаточно иметь один городок и деревянную палку длиной 0,6-1 м на каждого играющего. На асфальтовой площадке размером 13 х 26 м нужно разметить квадрат 1 х 1 м, куда водящий ставит городок на попа. От квадрата на расстоянии 4-5 м проводится линия, за которой находятся остальные играющие. Их задача — выбить из квадрата городок как можно дальше, чтобы успеть добежать до своей биты, схватить ее и вернуться назад за линию, осалив квадрат раньше водящего, который в это время должен успеть подобрать городок и вернуться в квадрат раньше игрока, бросившего биту. Если он сделает это, то становится игроком, а игрок — водящим. Изначальная позиция водящего — на расстоянии 2-3 м от бьющего, но на таком же, как и он, расстоянии от квадрата.
Даже в упрощенном варианте игры можно объяснить детям секреты более эффективного попадания в городок, показать, как правильно держать биту, как найти необходимое расстояние для полного разворота биты в момент касания с городком.
Изготовить простейшие биты и городки можно из черенков для лопат, вышедших из строя.
Чиж (чижик)
У этой игры существует несколько вариантов. Но в любом из них понадобятся: бита — плоская дощечка в форме лопатки шириной 12 см и длиной 70-80 см и чиж (чижик) — небольша деревянная палочка с заостренными концами толщиной 2-2,5 см и длиной 12 см.
Игра проводится на большой ровной площадке. Сначала чертят круг диаметром 80 см — кон. В двух шагах от него проводят линию, в сторону которой следует направлять полет чижика. Одна команда игроков — метальщики — встает возле круга и бьет по очереди. Другая команда встает за линией — это ловчие. Они договариваются между собой о порядке ловли чижика и размещаются цепочкой согласно своему уговору.
Бить по чижу нужно следующим образом: первый удар производится ребром биты по острому концу чижика, отчего тот должен взлететь в воздух, а потом вторым ударом его надо отправить за линию как можно дальше. Задача метальщиков — суметь описанным способом отбить чижа и не попасть на черту. За правильный удар он получает очко, идущее в зачет команде.
Задача ловчих — поймать чижика. Если это удается, команды меняются местами. Если же чижик оказался не пойманным, то кто-нибудь из ловчих (чаще всего тот, кто оказался ближе, или же первый в цепочке) поднимает его и бросает в кон. В случае попадания его команда получает очко. В случае промаха очко начисляется команде метальщиков.
Однако метальщик имеет право битой отбить брошенного чижа, и тогда он приносит своей команде два очка. Если же метальщик не сумел отбить брошенного ловчим чижа, то он уступает место следующему игроку своей команды. Если последний из команды метальщиков промахнётся и не попадет по чижу — команды меняются местами. О количестве очков, необходимых для победы, условливаются заранее.
Бабки
Для игры понадобятся бабки (чурочки) — по 10 штук на команду — и один биток, каковым служит тоже чурка, только немного больше и тяжелее.
Игроки делятся на 2 команды по 3-4 человека в каждой. Обе команды располагаются на одной линии. На расстоянии 3 м чертится другая линия —’кон. На ней ставятся поочередно 2 фигуры (из десяти бабок) — «забор» или «гусёк» («гусак»). «Забор» выстраивается вдоль черты кона. Выбивать из него бабки можно с любого конца, но так, чтобы одним ударом сбивалось не более 2 бабок. «Гусёк» ставят перпендикулярно черте кона.
Сбивать эту фигуру следует с тех бабок, которые стоят дальше от черты (то есть с конца). Если игрок сбил одним ударом больше двух бабок или бросает в бабки не по порядку, он должен восстановить фигуры. А если игрок переступил линию метания во время броска, он теряет право на бросок и удар не засчитывается.
Команды бьют по очереди, но каждая — свою фигуру. Побеждает та, которой понадобилось меньше бросков, чтобы сбить все бабки.
Смотрите еще игры:
© ТЁММИ
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ