Все женские народные костюмы таят в себе множество информации, так и русский костюм состоит из множества элементов, и каждый регион России имеет свои особенности.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году коллекция фотографий традиционных русских костюмов произвела фурор. На выставке были представлены фотографии из собрания частного музея древностей Натальи Щабельской. Впечатляет, насколько разнообразны были костюмы в разных губерниях Российской империи. Особенно велики разногласия на юге и севере царской империи.
Причина этого в том, что разные регионы России исторически развивались изолированно друг от друга, что сказалось на их культурных особенностях. В каждом регионе были свои несравненные ремесла, своя роспись и даже свои архитектурные особенности. Костюмы тоже везде были разные.
Уникальные фотографии Щабельской сами по себе имеют историческую ценность — все они были сделаны в фотоателье в конце XIX века, для которых позировали дочь Щабельской и разные модели. Частная фотоколлекция была куплена Николаем II и передана Российскому этнологическому музею, где и хранится сегодня. Давайте посмотрим на некоторые из них.
ЖЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ СЕВЕРНОЙ РОССИИ
Представляем вам примеры народных костюмов севера России, в них отражена вся красота сказочной природы, они хоть и учитывают суровость климата, но на красоте это никак не сказывается.
Архангельская губерния
Основой женского костюма в России был сарафан — длинное платье без рукавов, которое надевали поверх рубашки с пышными и красиво расшитыми рукавами. Такой костюм носили как крестьянки, так и купчихи — разница заключалась только в материалах, из которых он был сделан, и в богатстве украшений и аксессуаров, таких как манжеты и жемчуг.
Новгородская губерния
Вторым по важности элементом русского костюма был головной убор, который часто называют собирательным словом кокошник . На самом деле эти капюшоны довольно сильно отличались друг от друга — особенно ярко это видно в костюме Архангельской губернии.
Олонезская губерния (ныне Республика Карелия)
Рукава рубашек часто сшивались очень длинными и прикреплялись к руке, чтобы придать рубашке определенную роскошь. На запястье накидывались манжеты из бархата, шелка или другой дорогой ткани, богато украшенные и расшитые настоящими или стеклянными бусинами.
Вологодская губерния
Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея
На фото — уникальный вологодский свадебный головной убор — Коруна (венок). Этот вид головных уборов, расшитых жемчугом, стоил очень дорого и создавался лучшими мастерами. Кокошник часто носят с косынкой и overcloth обычно прилагаются к кронам .
Тверская губерния
О сарафане фартук носили обычно в холодное время года , который служил Duschegreja , своего рода хлопка куртки в верхней одежде. Он мог быть коротким или длиной до колен и часто был отбит мехом.
Псковская губерния
Коллекции Шабельского из Российского этнографического музея
Один из самых необычных головных уборов был найден в Псковской губернии — он назывался Шишак (от Шишка — конус ). Конусы вышивали перламутром, поэтому такой кокошник стоил очень дорого и служил лишь элементом праздничной одежды для особых случаев. Эта необычная форма, конечно, имела особое значение — шишки обозначали зерно и семена, которые были символом плодородия.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Музыкальные инструменты русских царей и цариц
Очень интересны народные костюмы центральной России, они все разные и порой кажется, что все они представляют разные страны. Много фантазии, мастерства рукодельниц и конечно смысла!
Нижегородская губерния
В Нижнем Новгороде был один из лучших торговых рынков в России, привлекавший самых талантливых мастеров из соседних губерний, поэтому национальные костюмы были чрезвычайно разнообразными и богато украшенными. Были венки из волос, серьги, кружева, золотое шитье — и невероятный выбор кокошников, сделанных из всех мыслимых материалов и всевозможных форм.
Костромская губерния
На левом рисунке изображен шнурок с крестиком на нем. Часто такой орнамент состоял из полоски ткани или каймы, украшался жемчугом, снабжался крестиком или рисунком и мог доходить до пояса. На фото справа — высокий «однорогий» кокошник — характерный праздничный головной убор Костромской губернии.
Ярославская губерния
Интересной особенностью некоторых рубашек были рукава с двойным разрезом, которые обычно шили для свадебных платьев. Их длинная часть спускалась почти до пола. Такие рукава упоминаются в русской народной сказке «Царевна-лягушка» . После того, как лягушка превратилась в Василису, красивую молодую женщину, она танцевала на вечеринке, и из ее широких рукавов показались белые лебеди.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ ЮЖНОЙ РОССИИ
Более лёгкие, воздушные, но наделённые функциональности, социальным положением, красотой — вот что представляют собой русские народные костюмы южных губерний Российской империи.
Тульская губерния
Традиционные «сарафанские костюмы» пришли на юг из северной и центральной России и стали популярными только в конце XIX века. Здесь часто находили и другой традиционный костюм, основу которого составляли рубаха и юбка паньюва, перевязанная широким художественно вышитым поясом.
Курская губерния
Обычным аксессуар на юге России был пушки (puschkí, дт:. Пуха ), как показано на фото справа. К головному убору обычно прикрепляли круглые шары из гусиного пуха. Кстати, головной убор на юге чаще был сделан из мягкого мартериала и не имел очелье (otschélje), твердой части лба, как головной убор на севере.
Рязанская губерния
Характерной особенностью костюма замужних женщин была китчка под названием кокошник с «рогами», что видно на фото слева. Такие головные уборы можно было встретить и в средней полосе России. «Рога» должны были защищать женщину от злых духов, а также символизировать ее молодость и плодородие.
Вот такие интересные и очень красивые народные костюмы носили женщины в Российской империи, не под стать сегодняшним.
© ТЁММИ: Культура
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ