Как никогда ранее советское образование актуально для нынешней эпохи неудачных экспериментах над детьми и родителями в школах и ВУЗах, которые ставят чиновники под видом ученых, слизывая, словно двоечники, образовательные технологии Запада.

Между тем, Советский Союз славится блестящими учеными, успешными спортсменами и необычайно талантливой творческой интеллигенцией, — все это благодаря уникальной системе образования. Чего не скажешь о школьной России начала двадцать первого века. Секрет успеха заключался не сколько в генах, сколько в советских принципах школьного образования и воспитания.

Возможно не следует идеализировать детство в СССР, да и многие методы советского воспитания. Встречались и темные стороны и довольно сомнительные принципы. Когда, например, из-за проступка ребенка наказывали весь класс. Другой сомнительный принцип: «Если ты не умеешь —  научим, не хочешь — заставим». Но и такую советскую поговорку можно оправдать вечной предвоенной ситуацией, когда экономике и Армии требовались профессионалы. Лентяи и бездари были не нужны советскому обществу.

Легенда педагогической науки Антон Семёнович Макаренко разработал принципиальные воспитательные идеалы Советского Союза 1930-х годов. Это был период, когда в молодой республике, после гражданской войны было много беспризорных детей, которым грозила опасность скатиться к криминалу. Партийные лидеры решили забрать их с улиц и поместили в детские дома. Растить таких трудных детей было очень проблематично. Антон Макаренко успешно использовал свои методы в одном из таких учреждений. Человечность и высокие моральные стандарты были его устремлениями.

Связанные статьи:

Опыт и методы Антона Семёновича нашли отражение во многих педагогических учебниках Советского Союза и легли в основу общеобразовательной системы. Публикуем некоторые из его принципов, мы насчитали 8 основных.

1. Соблюдайте режим

Советский плакат

Советский плакат

«Соблюдайте режим: ежедневные прогулки на свежем воздухе улучшают у ребенка аппетит, сон и самочувствие».

Большое значение придавалось распорядку и ритуалам с раннего возраста. Считалось, что весь день ребенка, включая время приема пищи и время отдыха, должен следовать установленному графику.

Даже если младенец плакал между приемами пищи, его не рекомендовалось прикладывать к груди, чтобы он не стал женоподобным. Медицинский персонал посещал молодых матерей на дому и следил за прибавкой в ​​весе потомства. На это тоже, как и почти на все, в СССР были нормы.

«Соблюдайте правила питания детей: давайте им вкусную и разнообразную пищу. Научите их есть за столом в определенное время. Не давайте им сладости между приемами пищи».

Повседневная жизнь старших детей также оставалась структурированной. Школы и учреждения по уходу всегда ели в одно и то же время. Матерям рекомендовали не давать детям сладости между приемами пищи.

2. Привыкание к физической активности

Советский плакат

Советский плакат

Физическое воспитание было обязательным предметом в советских школах. Предложение было основано на сезонах. Зимой в расписании были лыжные гонки, летом – бег на свежем воздухе. Тренировки в помещении в остальное время года: легкая атлетика, бег и командные виды спорта.

«Будь физически активен — закаляйся, как сталь!» Вот главный лозунг, который определял стремление молодёжи.

Чтобы мотивировать детей и взрослых на занятия спортом, очень популярный в то время автор песен Владимир Высоцкий даже написал небольшую песенку о важности утренней зарядки.

3. Укрепляйте коллективные способности

В детский сад (ясли) принимались даже младенцы и совсем маленькие дети, потому что их матерям нужно было срочно возвращаться на работу на благо Советского государства. Кроме того, у детей также должна быть возможность рано интегрироваться в группу, учиться и работать с другими, учиться коллективизму.

4. Развивайте чувство ответственности

Плакат СССР

Чувство общности и чувство ответственности по-прежнему были бы хорошим средством против издевательств в школах и сегодня.

«Уважайте труд других людей! Устроил беспорядок — убери за собой!»

В 1970-е годы американский детский психолог Ури Бронфенбреннер сравнил воспитание советских и американских детей в исследовании и опубликовал об этом книгу («Два мира. Дети в США и СССР»). В нем он цитирует учительницу из Советского Союза, которая объясняет, как она справляется с трудным поведением в классе:

«Представим, что десятилетний Вова дергает Аню за волосы. Я упрекаю его один раз, потом еще, и в третий раз — он меня игнорирует. Теперь я обращаю внимание класса на поведение Вовы. Могу быть уверенна, что во время следующей перемены кто-нибудь из ответственных пионеров (староста класса) побеседует с Вовой. Он напомнят ему, что его поведение приведет к тому, что весь класс получит из-за него плохие оценки за поведение».

5. Не балуйте детей

Плакат СССР

Одной из самых распространенных рекомендаций было ни при каких обстоятельствах не баловать детей, чтобы они не стали личностями, сравнимыми с ранее ленивыми отпрысками дворянства. В результате у советских детей, в отличие от сегодняшних, было мало игрушек, меньше одежды на выбор и мало предметов роскоши (отчасти, конечно, потому, что таких товаров было мало, они не выпускались из-за ненадобности).

«Не растите их хозяевами!»

Существовало твердое убеждение, что избалованные и изнеженные дети станут асоциальными взрослыми, если не преступниками. Добавим: так оно и есть!

6. Пробудить любовь к природе

Юннаты СССР

Юннаты СССР

Советские дети, это точно, много времени проводили на свежем воздухе. Многие группы отдыха также предложили свои мероприятия на свежем воздухе. Было модно заниматься ботаникой и зоологией на природе. Существовали специальные объединения юных любителей природы (юннаты), которые исследовали природу своего края. Дети ходили в походы в лес, учились альпинизму и плаванию на байдарках.

Родителей тоже вытащили наружу. Они брали своих детей на рыбалку или за грибами и говорили им, какие из них съедобны, что ведь немаловажно знать.

7. Прививать моральные ценности

Этика была важной частью воспитания советских детей. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Владимира Маяковского стало одним из самых популярных стихотворений. В отсутствие религии правила поведения преподавались не на библейской основе, а на основе нравственных понятий советских людей и изобретателей коммунизма (по большому счету, принципы социализма и Библии не так сильно противоречат друг другу в воспитании). По большому счету, эти правила мало чем отличались от Десяти Заповедей.

«Никогда не лгать!»

Советская мораль основывалась на мышлении не только о себе, но и об обществе, а не на стремлении к личному благополучию и богатству. Еще она учила честности, любви к порядку и уважению к пожилым людям, которым, конечно же, давали место в автобусе, помогали перейти улицу или несли их тяжелые сумки. Тут нужно вспомнить пионерские и комсомольские организации, тимуровское движение.

«Не будь как он!»

Семья была величайшим благом, дети в СССР рано усвоили это. Кроме того, семья считалась важной ячейкой советского общества.

Поэтому девушки должны стремиться к материнству и ведению домашнего хозяйства. В то же время, однако, их никогда не сводили к этому, а поощряли к обучению ремеслу. Мальчики должны браться за физически тяжелую работу, «мужскую работу» и обязательно отслужить в армии. «Мы не воспринимали всерьез тех, кто не был в армии», — скажет вам любой, кто был рожден в СССР, добавит еще: «Даже девушки не хотели встречаться с таким человеком».

«За радостное, цветущее детство! Для счастливой, крепкой семьи!»

И, конечно же, самой главной ценностью, прививаемой советским детям (как и взрослым), была верность и любовь к Отечеству. Для этого нужно было знать историю, культуру, географию и ту великую роль, которую сыграл СССР в освобождении пролетариев мира от гнета капитализма о победе над фашизмом в 1945 году.

8. Советское образование для народного хозяйства

Занятия по атоделу в советской школе

Занятия по атоделу в советской школе

Уникальное советское образование включало еще один важный принцип — выбор своего жизненного пути уже в школе, воспитание рабочего класса и представителя интеллигенции. Каждый ребенок мог не слишком сильно налегать на глубокое изучение предмета. Школьник мог закончить 8 классов и пойти учиться в техническое училище или техникум. Ведь рабочие руки были очень нужны.

Выпускники школ СССР, это не только космонавты, военные деятели или знаменитые инженеры. Советское образование дала путевку в жизнь знатным шахтерам, строителям, хлеборобам и животноводам. Рабочая профессия была в почете, чего не скажешь о сегодняшнем времени, когда любой идиот может стать плохим юристом, экономистом или даже чиновником. Из школ СССР уже выходили специалисты некоторых специальностей, например, швея, или водитель категории «С», так как предмет труда в школа был обязателен.

© ТЁММИ: Статьи

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: