Колокола храмов России имели особое значение, к ним относились как к человеку, каждая часть колокола имела своё предназначение, самым известным давали имя. А если они вели себя плохо, их даже могли наказать, например, сослать в ссылку.
В 1592 году в Угличе произошло странное событие. На городскую площадь протащили колокол весом 320 килограммов. Вызвали кузнеца, чтобы тот вырвал у колокола язычок и отрезал уши. Под языком подразумевался колокол, а под ушами — приспособления для подвешивания колокола. Затем колокол подвергли бичеванию. Она получила двенадцать ударов плетью. И наконец ее отправили в ссылку. Колокол перенесли туда 60 семей, также сосланных из Углича в Тобольск в Сибири. Путешествие длилось год.
Угличский колокол
Угличский колокол был наказан за то, что поднял тревогу 15 мая 1591 года после убийства царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Звон колокола вызвал беспорядки. Но зачем наказывать колокол?
Русские верили, что у колоколов есть душа. Церковный колокол был похож на известного деревенского жителя. Его звук был слышен издалека. Колокола звали людей в церковь, возвещали праздники, направляли заблудших в снежной буре, предупреждали о нападениях, пожарах, бурях и даже нашествиях паразитов, а также о рождении и смерти.
Изготовление колокола было делом дорогим и сложным. Колокол имел долгую жизнь и мог служить общественным, церковным или набатным колоколом. Он также мог двигаться, как человек. Соответственно, части колокола назывались как части человеческого тела. У русского колокола есть голова, талия, губы, язык и уши.
Угличский колокол был не единственным наказанным колоколом в истории России. Вот еще несколько примеров.
Колокол Твери
В 1327 году жители Твери восстали против монголо-татарских сборщиков налогов. Восстание было подавлено под предводительством московского князя Ивана Калиты (1288-1340). Он использовал монголов для победы над тверскими князьями.
Тверь и соседние деревни были сожжены. Иван Калита приказал снять призывавший к мятежу колокол с колокольни Спасо-Преображенского собора в Твери. В наказание колокол был вывезен в Москву и переплавлен.
Новгородский колокол
В Новгородском княжестве (1136-1478) высшим законодательным и судебным органом было вече — гражданское собрание. У Вече был свой колокол – он находился не на колокольне, а на звоннице. Им можно было управлять с земли.
В 1478 году великий князь Иван III подчинил себе Новгород и приказал снять колокол и привезти его в Москву. В некоторых источниках говорится, что он использовался как набатный колокол на Спасской башне Московского Кремля.
Псковский колокол
Такая же судьба постигла и псковский вечевой колокол в 1510 г., когда правил великий князь Василий III в Москве (отец Ивана Грозного). Он заставил Псков присягнуть ему. Около 300 наиболее влиятельных семей Пскова были тогда переселены в Москву.
Утром 13 января 1510 года Вечевой колокол сняли и «казнили»: ему отрезали «уши» и вырвали «язык».
Колокол, разбудивший царя Федора
Существует легенда, что колокол в Московском Кремле когда-то был наказан за то, что разбудил царя! В 1681 году царь Федор, имевший в то время слабое здоровье, проснулся в полночь под сигнальный колокол Московского Кремля. Царь разгневался, и колокол сослали в Николо-Корельский монастырь в Архангельской области, по крайней мере, так говорят.
Однако легенда не упоминает о каком-либо наказании. В Николо-Корельском монастыре действительно есть колокол, который когда-то был набатом Спасской башни Московского Кремля. Его сняли во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676), поскольку звук не понравился царю. При Федоре двух с половиной тонный колокол в 1681 году был подарен Николо-Корельскому монастырю. На колоколе имеется надпись о том, что он был принесен в монастырь 1 марта 1681 года «для дальнейшего здравия Государя и для вечной памяти его почитаемых родителей».
Колокол Московского чумного восстания
В 1771 году в Москве произошло чумное восстание. Архиепископ Амвросий (1708-1771) был убит, Кремль разграблен. После того как восстание было беспощадно подавлено армией, Екатерина Великая вымещала гнев на неповиновение своих московских подданных на набатном колоколе Спасской башни. «Язык» у него был «вырван». Так он и висел в башне без «языка» до 1803 года, пока не поступило в кремлевский арсенал.
Что же произошло дальше с Угличским колоколом?
Когда колокол прибыл в Тобольск в 1593 году, местные власти заперли его в келье. На двери было написано: Первый бездыханный изгнанник из Углича. Спустя годы колокол был установлен на колокольне Софийского собора, где его использовали для определения времени и в качестве пожарной сигнализации из-за его запоминающегося и громкого звука.
Колокол остался в Тобольске. Лишь в 1892 году по повелению императора Александра III «помилован» по случаю 300-летия ссылки. Делегация из Углича провожала колокол на родину.
© ТЁММИ: Культура