С 1943 года эта железнодорожная линия, получившая имя «Коридор смерти» стала важным маршрутом снабжения продовольствием голодающего города. Немцы держали все маршруты под своим контролем и находились под обстрелом артиллерии.

Во время Второй мировой войны Ленинграду (ныне Санкт-Петербург) пришлось шестнадцать месяцев выживать в плотном окружении немецких и финских войск. Единственной связью города с остальной частью СССР была «Дорога Жизни», пролегавшая вдоль Ладожского озера. Однако оно не могло полностью удовлетворить потребности крупного мегаполиса.

Дети Ленинграда в блокаду

Попытки прорвать блокаду голодающего города не увенчались успехом, пока Красная Армия наконец не добилась успеха в начале 1943 года. 18 января в ходе операции «Искра» советские войска прорвали сухопутный коридор длиной 33 километра и шириной 11 километров, соединявший Блокадный Ленинград с «большой землей».

Дорога смерти

Доставка продовольствия в блокадный Ленинград. Всеобщее достояние

Ленинград отчаянно ждал эшелонов с продовольствием. Бои еще не закончились, но советские строители уже начали строительство здесь железнодорожной линии, которая стала официально называться «Дорогой Победы». К настоящему времени многие люди знали его под другим названием – Коридор Смерти.

Сложная задача

Организаторам событий: Сценарий памятного митинга-акции «Блокадный хлеб»

Советские войска, как ни старались, не смогли расширить освобожденный плацдарм и вынуждены были довольствоваться узкой полоской земли для прокладки железнодорожных путей. Чрезвычайно болотистая и пересеченная местность была хорошо видна с оккупированных противником Синвавинских высот (Красная Армия взяла их только в сентябре 1943 года) и находилась под их огневым контролем.

Дорога жизни

Строительство коридора смерти. Всеобщее достояние

Работы начались 22 января — всего через четыре дня после прорыва блокады, среди метелей и постоянного артиллерийского и минометного огня немцев. «Снега было по пояс, было холодно, вода лилась из-под снега», — вспоминал командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. «Машины не могли проехать. Использовались трофейные мешки. Они насыпали землю в яму и несли ее на плечах к железнодорожным путям. Землю возили на санях. Даже немецкая машина с резиновыми колесами был переоборудован для перевозки земли. Мы построили дамбу, но она начала оседать в болоте. Пришлось сначала построить склон на торфе, а затем насыпать сверху землю. Дни были короткие, и людям приходилось работать по ночам».

Коридор смерти

Всеобщее достояние

Кроме того, нужно было построить железную дорогу через Неву. Строительство моста началось 24 января – при малой воде и без судоходных пролетов. Через некоторое время в 500 метрах ниже по течению был построен еще один мост высотой 8 метров, под которым могли проходить корабли.

Железнодорожное строительство. Всеобщее достояние

Атаки противника на мосты продолжались с прежней силой. Пока поврежденную конструкцию восстанавливали, в дело вступил ее двойник.

Коридор смерти в блокадный Ленинград

Первый эшелон с продовольствием прибыл в Ленинград 7 февраля. Поезда отправлялись ночью, в обратном направлении шли и транспорты — еще работавшие в городе заводы снабжали фронт своей военной продукцией.

Рабочий

Всеобщее достояние

Название железнодорожной линии было неофициально известно многим строителям, служащим и охранникам как «Коридор смерти». Во время строительства не проходило и дня, чтобы от огня противника не погибло несколько десятков человек.

Даже после того, как линия была введена в эксплуатацию, смертельные случаи все равно были. Чтобы свести количество жертв к минимуму, на дороге были установлены фонарики, скрывающие их свет от наблюдателей противника, чтобы предупредить машинистов о повреждении пути или разрушении идущего впереди поезда.

Коридор смерти

Всеобщее достояние

Самым опасным участком дороги был тридцатый километр, где заканчивался лес и начинались равнинные кустарники. Здесь советские поезда оказались беззащитными, что заставило машинистов делать все, чтобы спасти свою жизнь.

«Мы ехали по лесу на большой скорости, а затем закрыли регулятор на пути через открытую местность», — вспоминал машинист поезда Василий Елисеев. «За это время уголь в печи прогорел, поэтому дыма не было. Без дыма и пара паровоз проехал следующий километр, где начался уклон, и поезд по инерции промчался несколько километров. Затем пришлось открыть паровой клапан. Когда фашисты увидели это, они тут же открыли огонь. Поезд пришлось снова разогнать, регулятор снова закрыть и в какой-то мере использовать инерцию.

Как «Коридор смерти» спасал блокадный Ленинград

Всеобщее достояние

Дезориентированные фашисты прекратили огонь, пока снова не нашли цель. И инженер без устали повторял свой маневр, играя со смертью».

Весной к немцам присоединился еще один враг – оттепель. «Дорога Победы», проложенная зимой по замерзшим болотам и ручьям, начала затопляться. Рабочие работали день и ночь, восстанавливая железнодорожное полотно под огнем противника, а составы должны были идти по воде почти как машины-амфибии.

Бесценный вклад «Дороги Победы»

Блокадный Ленинград сразу почувствовал преимущества «Дороги Победы». Поезд привез в город еды больше, чем можно было перевезти по «Дороге Жизни» за день.

С февраля 1943 года и до полного снятия блокады в январе 1944 года по этому уникальному железнодорожному маршруту прошло 4729 поездов. На их долю приходилось 75% всех товаров, доставленных в город (25% отправлялось через Ладожское озеро).

Когда в марте 1944 года на освобожденных территориях было возобновлено старое железнодорожное сообщение, «Дорога Победы» прекратила работу. За весь период эксплуатации было сбито и сожжено 1500 единиц техники. Только железнодорожников погибло почти двести человек, количество эвакуированных строителей, солдат и мирного населения определить невозможно.