С 1943 года эта железнодорожная линия, получившая имя «Коридор смерти» стала важным маршрутом снабжения продовольствием голодающего города. Немцы держали все маршруты под своим контролем и находились под обстрелом артиллерии.
Во время Второй мировой войны Ленинграду (ныне Санкт-Петербург) пришлось шестнадцать месяцев выживать в плотном окружении немецких и финских войск. Единственной связью города с остальной частью СССР была «Дорога Жизни», пролегавшая вдоль Ладожского озера. Однако оно не могло полностью удовлетворить потребности крупного мегаполиса.
Попытки прорвать блокаду голодающего города не увенчались успехом, пока Красная Армия наконец не добилась успеха в начале 1943 года. 18 января в ходе операции «Искра» советские войска прорвали сухопутный коридор длиной 33 километра и шириной 11 километров, соединявший Блокадный Ленинград с «большой землей».
Ленинград отчаянно ждал эшелонов с продовольствием. Бои еще не закончились, но советские строители уже начали строительство здесь железнодорожной линии, которая стала официально называться «Дорогой Победы». К настоящему времени многие люди знали его под другим названием – Коридор Смерти.
Сложная задача
Организаторам событий: Сценарий памятного митинга-акции «Блокадный хлеб»
Советские войска, как ни старались, не смогли расширить освобожденный плацдарм и вынуждены были довольствоваться узкой полоской земли для прокладки железнодорожных путей. Чрезвычайно болотистая и пересеченная местность была хорошо видна с оккупированных противником Синвавинских высот (Красная Армия взяла их только в сентябре 1943 года) и находилась под их огневым контролем.
Работы начались 22 января — всего через четыре дня после прорыва блокады, среди метелей и постоянного артиллерийского и минометного огня немцев. «Снега было по пояс, было холодно, вода лилась из-под снега», — вспоминал командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. «Машины не могли проехать. Использовались трофейные мешки. Они насыпали землю в яму и несли ее на плечах к железнодорожным путям. Землю возили на санях. Даже немецкая машина с резиновыми колесами был переоборудован для перевозки земли. Мы построили дамбу, но она начала оседать в болоте. Пришлось сначала построить склон на торфе, а затем насыпать сверху землю. Дни были короткие, и людям приходилось работать по ночам».
Кроме того, нужно было построить железную дорогу через Неву. Строительство моста началось 24 января – при малой воде и без судоходных пролетов. Через некоторое время в 500 метрах ниже по течению был построен еще один мост высотой 8 метров, под которым могли проходить корабли.
Железнодорожное строительство. Всеобщее достояние
Атаки противника на мосты продолжались с прежней силой. Пока поврежденную конструкцию восстанавливали, в дело вступил ее двойник.
Коридор смерти в блокадный Ленинград
Первый эшелон с продовольствием прибыл в Ленинград 7 февраля. Поезда отправлялись ночью, в обратном направлении шли и транспорты — еще работавшие в городе заводы снабжали фронт своей военной продукцией.
Название железнодорожной линии было неофициально известно многим строителям, служащим и охранникам как «Коридор смерти». Во время строительства не проходило и дня, чтобы от огня противника не погибло несколько десятков человек.
Даже после того, как линия была введена в эксплуатацию, смертельные случаи все равно были. Чтобы свести количество жертв к минимуму, на дороге были установлены фонарики, скрывающие их свет от наблюдателей противника, чтобы предупредить машинистов о повреждении пути или разрушении идущего впереди поезда.
Самым опасным участком дороги был тридцатый километр, где заканчивался лес и начинались равнинные кустарники. Здесь советские поезда оказались беззащитными, что заставило машинистов делать все, чтобы спасти свою жизнь.
«Мы ехали по лесу на большой скорости, а затем закрыли регулятор на пути через открытую местность», — вспоминал машинист поезда Василий Елисеев. «За это время уголь в печи прогорел, поэтому дыма не было. Без дыма и пара паровоз проехал следующий километр, где начался уклон, и поезд по инерции промчался несколько километров. Затем пришлось открыть паровой клапан. Когда фашисты увидели это, они тут же открыли огонь. Поезд пришлось снова разогнать, регулятор снова закрыть и в какой-то мере использовать инерцию.
Дезориентированные фашисты прекратили огонь, пока снова не нашли цель. И инженер без устали повторял свой маневр, играя со смертью».
Весной к немцам присоединился еще один враг – оттепель. «Дорога Победы», проложенная зимой по замерзшим болотам и ручьям, начала затопляться. Рабочие работали день и ночь, восстанавливая железнодорожное полотно под огнем противника, а составы должны были идти по воде почти как машины-амфибии.
Бесценный вклад «Дороги Победы»
Блокадный Ленинград сразу почувствовал преимущества «Дороги Победы». Поезд привез в город еды больше, чем можно было перевезти по «Дороге Жизни» за день.
С февраля 1943 года и до полного снятия блокады в январе 1944 года по этому уникальному железнодорожному маршруту прошло 4729 поездов. На их долю приходилось 75% всех товаров, доставленных в город (25% отправлялось через Ладожское озеро).
Когда в марте 1944 года на освобожденных территориях было возобновлено старое железнодорожное сообщение, «Дорога Победы» прекратила работу. За весь период эксплуатации было сбито и сожжено 1500 единиц техники. Только железнодорожников погибло почти двести человек, количество эвакуированных строителей, солдат и мирного населения определить невозможно.