«Квартирники» (подпольные концерты, проходившие прямо в квартирах жильцов многоквартирного дома) были созданы, среди прочего, в результате массового строительного бума, спровоцированного советским лидером Хрущевым в конце 1950-х годов. Кроме того, концерты в квартирах в СССР организовывали инакомыслящие музыканты и поэты или просто — диссиденты.

Переселение горожан из больших коммунальных квартир в маленькие отдельные квартиры способствовало развитию различных форм частной жизни. Это также предоставило платформу для развития контркультуры.

Концерт СССР

Легион Медиа

Подпольные концерты стали очень популярны. На них играли и пели музыканты, которых не пускали в советские концертные залы. В апартаментах появились будущие звезды и кумиры миллионов людей, такие как Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Александр Розенбаум, группа «Аквариум», «Машина времени» и другие. Подобные мероприятия время от времени проводились для любителей поэзии, с участием тех, кто не смог опубликовать свои стихи или только начал свой литературный путь.

Квартирник

Подобные события были небезопасны. Организаторов могли привлечь к ответственности за предпринимательскую деятельность, если бы они потребовали от артистов гонорар. Художники могли быть привлечены к ответственности по закону за паразитический образ жизни, поскольку многие жили этим незаконным заработком и не имели официальной работы. Студентам-музыкантам и поэтам в СССР грозит исключение из университета. Такие подпольные концерты проходили не только в Москве и Ленинграде, но и в других крупных городах Советского Союза.

Квартирники

Анатолий Крупнов, Свердловск, 1988 год. Игорь Мухин/МАММ/МДФ

Тем не менее, эти домашние концерты привлекали публику вплоть до распада СССР. А уже в 90-е годы артисты, еще недавно выступавшие на домашних кухнях, стали кумирами миллионов.

© ТЁММИ