Почти вымершая профессия суфлёра жива в московском Малом театре, ни актёры, ни режиссёры пока не желают обходиться без суфлёрских подсказок на репетициях и спектаклях.
Длинный и ухоженный палец Ларисы Андреевой без перерыва следит за текстом страница за страницей. У нее редкая профессия, она суфлер в Малом театре в Москве.
Шепот на заднем плане
Как вы себе представляете суфлера? Кто-то сидит посреди сцены, высунув только голову, скрытый от зрителей обложкой?
«Это пыльное дело, а у меня аллергия на пыль. Через некоторое время мне приходится кашлять и чихать. Однажды зритель даже пожелал мне «здоровья». Я схожу от этого с ума», — говорит Лариса Андреева. Поэтому она сидит уже не под сценой, а справа или слева от нее, в кулисах, за столиком с лампой. Еще на столе стоит чашка чая, потому что у Андреевой часто пересыхает горло.
Сегодня она пришла за полтора часа до начала представления. Актёры играют спектакль «Вишнёвый сад». Суфлер очень хорошо знает это произведение, оно уже давно в программе, и ей не нужно к нему особо готовиться. Андреева присутствовала на репетициях с самого начала, она точно знает, когда бывают паузы в речи, а когда нужно помолчать.
От сцены до кулис
Суфлером Лариса стала случайно. В юности она была актрисой курганского театра. Но однажды одна из тамошних суфлеров заболела, и молодая актриса заступила ее на место: «Может оно еще пригодится в жизни», — подумала она и стала суфлером по совместительству. За время пребывания в Кургане Лариса Андреева сыграла множество ролей и стала заслуженной артисткой России.
В 2003 году она переехала в Москву и искала там новую работу. В то время в Малый театр требовался суфлер. Это был ее шанс, хотя поначалу ей было трудно перестать выступать на сцене и отказаться от актерской деятельности. Она не любит говорить о том времени. «Но время лечит все раны, и теперь я бы не вернулась на сцену, даже если бы меня кто-то попросил», — говорит она.
Суфлёр — умирающая профессия
«Моя профессия не умирает, она уже мертва», — говорит Андреева. Малый театр — одна из двух оставшихся сцен драматического театра, на которых до сих пор работает суфлер. На других сценах актерам предстоит самим убедиться, как они уживаются. Однако в таких оперных театрах, как Большой театр, суфлеры по-прежнему пользуются спросом.
Искусству подсказки нельзя научиться в школах в России. Прежде всего, вам нужна интуиция. Вы можете подать заявку в Малый театр. Недавно у Ларисы появился новый молодой коллега. Лариса считает себя талантливой. В Малом театре сейчас работают пять суфлеров и суфлеров.
Конечно, актеры могли бы работать и в наушниках или в другой технике, но Лариса знает, что суфлеры — это важная психологическая поддержка для актеров. «В Малом все знают, что на суфлера можно положиться. Когда я гастролирую, люди всегда заранее спрашивают, сяду ли я справа или слева от сцены». Новая сцена, другая акустика – суфлеры – беспроигрышный вариант для актеров.
Психолог для актеров
Текст суфлеров выглядит как сложная партитура. Он полон знаков, которые может понять только специалист. Кое-где часть текста перечеркнута — эту часть режиссер решил сократить. В других местах фраза подчеркнута — актер все время ее забывает. Восклицательный знак – на этот момент в спектакле нужно обратить особое внимание. Галочка – здесь актер отдыхает. Три очка – долгая пауза.
Актерам не приходится обращаться за помощью к Ларисе. Она знает, когда ее приверженность необходима.
Русское слово «суфлёр» происходит от французского «суфлер» и означает «дышать» или «шептать». Суфлер, так сказать, вдыхает нужные слова в ухо актеру. Это остается незамеченным зрителем. Иногда Лариса также подает сигналы рукой, указывая актеру пройти немного вправо или влево или убрать что-нибудь. Актеры понимают эти знаки.
Напоследок Лариса рассказывает анекдот про суфлеров: «Это премьера». Сначала актер говорит, что ему не нужна никакая помощь, он все знает. Затем он говорит и просит суфлера присматривать за ним. Вскоре после этого он снова звонит и спрашивает о конкретном отрывке. И, наконец, он просит вас произнести каждое слово.
Ларисе не скучно повторять изо дня в день один и тот же сценарий. Нет двух одинаковых выступлений, всегда происходит что-то новое. Иногда Лариса удивляется и тому, что актеры переосмысливают персонажа или добавляют ему эмоциональные нюансы.