Узнайте, как известные писатели описывали жизнь проституток в императорской России, ведь общественный образ «падших женщин» пленил крупнейших русских литераторов.
Описывая жизнь проституток, они также учитывают такие аспекты, как несправедливость, бедность, моральный выбор и женская свобода. Если это правда, что за каждым успешным мужчиной всегда стоит сильная женщина, то можно также сказать, что за каждой падшей женщиной обычно стоит слабый мужчина, который ее довел до этого.
Проблема проституции всегда ассоциировалась с разочарованием, смущением и стыдом. В императорской России проституция была легализована в 1843 году. Раньше, в 1832 году, секс-работа была официально запрещена (и владельцы публичных домов, и проститутки наказывались крупными штрафами и плетками), но всего десять лет спустя царь Николай I — стараниями министра внутренних дел графа Льва Перовского — признал секс-работу несколько легальная деятельность.
Все проститутки были обязаны зарегистрироваться в полиции, при этом у женщины был конфискован паспорт в обмен на желтое удостоверение личности.
Число публичных домов стало множиться. В 1852 году в Петербурге было «всего» 152 публичных дома, в которых работало 884 женщины. Однако в 1879 г. здесь действовало уже 206 публичных домов с 1528 проститутками. Проституткам регулярно приходилось проходить неприятные медицинские осмотры. Основная цель заключалась в искоренении сифилиса.
У проститутки конфискуют внутренний паспорт в обмен на желтое удостоверение личности или билет.
Однако в начале 20 века количество публичных домов резко сократилось из-за давления общественности. В 1909 году в Петербурге их осталось всего 32. Но это не значит, что проституток стало меньше. Это всего лишь означает, что все больше женщин стали работать «самостоятельно».
После большевистской революции 1917 года проституция была запрещена советским правительством.
Федор Достоевский и «Преступление и наказание»
Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского, несомненно, самая известная проститутка в русской литературе. Федор Достоевский открыл новые горизонты, изобразив грешную героиню воплощением добродетели, мудрости и невинности. Сонечку описывают как «красивую блондинку с красивыми голубыми глазами, которые смотрят каменным взглядом ужаса».
Единственная дочь члена совета вынуждена продать свое тело, чтобы спасти свою семью от голода. Девушка, которой еще нет 18 лет, содержит отца-алкоголика и больную мачеху с тремя детьми, при этом ее постоянно оскорбляют многочисленные члены семьи.
Сонечка раньше пробовала работать швеей, но эта работа приносила ей мало или вообще не приносила денег.
Бедная девушка – единственный кормилец семьи. Поэтому Родион Раскольников называет его колодцем, который без угрызений совести эксплуатирует семья Мармеладовых. «Какой колодец они выкопали! И все этим пользуются! Ты делаешь это! Как они к этому привыкли! Ты плакала, а потом просто привыкла к этому. Подлец всегда ко всему привыкает!»
К моменту встречи с Родионом Сонечка уже не любит собственную жизнь. Но именно ее нежность помогает Раскольникову искупить муки прошлого. Однажды он падает перед ней на колени и плачет. «Они воскресли любовью, сердце одного содержало в себе бесконечные источники жизни для другого», — заключает Достоевский в своем культовом шедевре.
Лев Толстой и его «Воскресение»
Достоевский был не единственным, кто заглянул на жизнь падшей женщины. Его коллега Лев Толстой изложил свои выводы о проституции в своей работе «Воскресение», которую он написал между 1889 и 1899 годами при царе Николае II.
Катюша Маслова, главная героиня романа, — сирота. Дочь незамужней прислуги и цыганки, Катюша растет в доме двух знатных старух и работает горничной. В 16 лет она влюбляется в молодого аристократа Дмитрия Нехлюдова, который соблазняет ее, платит 100 рублей за половой акт, а затем бросает ее.
Ситуация обостряется. Катюша беременеет, ей некуда идти, она теряет ребенка и попадает в бордель, ее глаза «черны, как мокрая смородина».
Актриса Тамара Сёмина в роли Катюши Масловой в спектакле «Воскресение». Михаил Швейцер/Мосфильм, 1960 г.
Парадоксально, но несчастная молодая женщина не стыдится своего нового статуса, а в каком-то смысле даже гордится им.
Толстой произвел фурор, представив проблемы проституции с человеческой точки зрения. Он оказался настолько убедительным, что революционная феминистка Роза Люксембург в своей статье «Душа русской литературы» писала, что «русский художник (Толстой) видит в проститутке не «падшую женщину», а человека, чья душа, чьи страдания и внутренняя борьба требуют сострадания художника.
На самом деле история Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой показалась автобиографичной. Толстой писал в своих дневниках, что в юности он «вел очень плохую жизнь» и что его мучили два события в жизни: «Роман с крестьянкой из нашей деревни до моей женитьбы… Второе — преступление, которое я совершил его с горничной Гашей, которая жила в доме моей тети. Она была невиновна, я соблазнил ее, ее отослали, и она умерла».
Александр Куприн и «Яма»
«Яма» вызвала лавину критики, когда была опубликована в 1909 году. Работая над сюжетом, автор «Дуэли» внимательно изучил проституцию в Российской империи. Писатель подошел к деликатному вопросу с рациональностью и здравым смыслом.
Курпин с сочувствием и пониманием описал жизнь российских проституток. Человек порядочный, мужественный и принципиальный, Куприн однажды в молодости выбросил за борт пьяного пристава после того, как тот оскорбил официантку. Куприн никогда не терпел несправедливости по отношению к более слабым людям.
Главная героиня «Ямы», проститутка по имени Женя, заражается сифилисом и в эмоциональной истории о мести решает намеренно заразить всех остальных, пока не встречает доброго господина по имени Коля, который относится к ней с неожиданным уважением.
«Мы, чью невинность вы сначала отнимаете, кого выгоняете из дома, а потом платите по два рубля за посещение, мы всегда вас ненавидим и никогда вас не жалеем, понимаете?!» — восклицает в романе Женя. Ее краткое признание многое говорит о судьбе проституток в императорской России.