Сатира прямолинейна, юмористична и привлекает внимание, она выражает критику, создает идентификацию одухотворённого, и неодухотворённого объекта, либо избранные темы. Мы расскажем вам все, что вам нужно знать о такой эксцентричной форме выражения мнения, найдем для вас определение, важные особенности и конкретные примеры.

Сатира в виде искусства существует с древних времен. Оно выросло из искусства спора в свободное, юмористическое выражение, которое очень популярно вчера и сегодня.

Ниже приводится определение сатиры и значение этого термина. Мы также покажем вам, в какой степени существует совпадение с полемикой и пародией и чем сатира отличается от карикатуры.

Определение: что такое сатира

Сатира как вид искусства: определение и характеристика

Кадр из кинокомедии Л. Гайдая «Самогонщики»

Сатира — это искусство, которое в первую очередь используется для выражения критики. Это достигается за счет явного преувеличения, преуменьшения или насмешки над конкретным предметом. Гротеска , ироничный , саркастичный , смешной и комичной используются в качестве средства выражения по сатириков.

То, что находится в центре критики, может быть самым разным. Прежде всего, это культурные и экономические явления, политические события или социальные проблемы. Это могут быть как художественные произведения, так и общие условия или отдельные лица.

«Людям нужно разрешить сатиру и критику: скрытая ненависть опаснее явной ненависти». (Дени Дидро).

Значение термина

Что означает термин «сатира», можно определить, посмотрев на его латинское происхождение. Латинское название «lanx satura» происходит от латинского слова «satur».

Слово означает «переполненное блюдо», так что термин вполне уместен, потому что сатира может принимать самые разные формы, затрагивать все темы, приобретая резкий характер критики той ли иной актуальной темы, либо действий человека и общества.

Сатирические формы в искусстве объединяют разные области жизни и изображают проблемы из всех сфер жизни.

Пересечение с полемикой и пародией

Полемика называли ранее искусством спорить и спорить между двумя учеными. Однако со временем этот термин расширился.

Сегодня он подразумевает острый обмен мнениями в форме дискуссии о политике, литературе или науке. Здесь должно стоять ваше собственное мнение, даже если оно не имеет фактических доказательств.

Сопутствующее прилагательное «полемический» используется сегодня, среди прочего, когда кто-то утверждает «необъективный» или «агрессивный».

С другой стороны, пародия — это преувеличенное или искаженное подражание человеку, группе, художественному произведению или целому жанру (приключенческие романы, кинокомедии, любовные стихи, абстрактное искусство и т. д.).

Она сатира любит использовать обе области. Она имитирует и пародирует, но также решительно и аргументированно представляет свое мнение. Поэтому точное различие невозможно. Границы между жанрами стираются.

«Юмор прощает. Презирает сатиру. Шутка — это всего лишь интеллектуальная игра». (Освальд Шпенглер)

Отличие от карикатуры

Карикатура также подражательна, преувеличена и критична. Обычно он стремится пропагандировать определенное политическое мнение, но находит выражение в рисунках или коротких карикатурах. В этом его отличие от сатиры. Карикатуру можно рассматривать как поджанр сатирических форм выражения.

История вида искусства

Сатира существует с древних времен. Самый старый пример — сатира Мениппи (Menippea). Это литературный жанр, изначально определявшийся стихотворной и прозаической формой, а затем и содержанием (критика как издевательство, ирония, пародия, диатрибы).

Были еще «Горази» и «Ювенальная сатира». Первый был более шутливым и забавным, второй — более выразительным, драматичным и карательным. Начиная со средневековья, сатиры находились под влиянием христианства. Они указывали на грехи человека и поддерживали иерархический общественный порядок («классовая сатира»).

Во времена Возрождения Мениппея снова была захвачена. Кроме того, в Италии была распространена сатирическая шутка, а в Германии — «литература дураков». Среди них были такие произведения, как «Корабль дураков» (1494) Себастьяна Бранта, критиковавшие нравственность и поведение современников.

Были также популярные книги, такие как «Till Eulenspiegel» (около 1510 г.), а на сценах разыгрывались бурлески и пьесы о страсти, критиковавшие правителей и подчиненных.

Так было и в эпоху барокко, когда христианские идеалы сравнивали с реальными условиями. Со времен Просвещения сатира отделилась от христианства, и в центре внимания оказались также научные и философские вопросы.

На Руси, главными сатириками были скоморохи, которые разыгрывали шуточные сценки, где смеялись над представителями правопорядка, царями, помещиками и попами. За это скоморохов преследовали, наказывали телесно, сажали в тюрьмы, отправляли на каторгу.

Во время Второй мировой войны сатирические произведения, равно, как и карикатуры, были довольно популярны у советских писателей и сатириков, которые высмеивали гитлеровцев.

Современная сатира

[su_youtube url=»https://youtu.be/4Qzkal3PEAs»]

Сегодняшняя литературная сатира почти всегда написана в прозе. Более старые формы встречаются редко. Современный пример — сатирический журнал «Крокодил», и тележурнал «Фитиль», которые существовали во времена СССР. Сегодня сатира исключена из ТВ и печати, живет только на подмостках сцены и социальной сети. Вообще сатира во времена Советского Союза приняла различные формы и жанры, где высмеивались человеческие недостатки:

  • юморески;
  • очерки;
  • частушки, куплеты;
  • анекдоты;
  • пьесы;
  • путевые заметки;
  • лирические и сатирические рассказы;
  • пьесы, сценарии;
  • Кино.

Сатира в кино

Сатира в виде фильмов, это популярное средство критики в форме массовой информации. Самый лучший пример сатиры в фильме, это юмористический киножурнал «Фитиль», «Ералаш». Короткометражные фильмы Гайдая, «Самогонщики», «Пёс барбос и необычный кросс» также являются сатирой. К полнометражной сатире можно относить фактически все советские комедии, например, «Кавказская пленница» или «Спортлото 82».

Различные виды сатиры

Сатира бывает разных форм. В качестве литературной формы его можно найти в очерках, юморесках, стихах, пьесах, романах.

Конечная цель сатиры — контролировать зло и человеческие пороки, по крайней мере, противостоять дальнейшему нравственному разрушению людей.

В 19-20 вв. Возникла социально-критическая и политическая сатира. Кроме того, со временем появились другие формы репрезентации, такие как кабаре, стендап-комедия, кино, рисование, телевидение или радио.

У всех этих видов сатиры есть одна общая черта: сатирики хотят использовать юмор, чтобы привлечь внимание к важным темам и заставить аудиторию задуматься над ними.

Чтобы достичь этого, истина часто искажается, недооценивается или преувеличивается, чтобы безошибочно ясно понимать, что имеется в виду. Ниже приводится краткий обзор средств массовой информации, используемых для публикаций сатирических произведений:

  • Кино и телевидение;
  • Газеты и журналы;
  • Литература (смешные стихи, романы, юморески, политические очерки);
  • Актерское мастерство (сценки, интермедии, монологи);
  • Радио (радиопередачи, музыка).

Содержание сатиры

Сатира берет содержание из самых разных областей, где есть несправедливость, ложь или другие пороки. Сатирики обращаются к людям, которые могут идентифицировать себя со взглядами критиков.

Адресатам, тем, к кому направлена сатира, следует принять во внимание критические замечания. Критика должна побудить их принять меры против существующих проблем.

Стилистические приемы сатиры

Сатира использует различные риторические средства для достижения эффекта. В одном сатирическом произведении можно найти различные стилистические приемы:

  • Преувеличение ( гипербола ) имеет шокирующий эффект;
  • Сдержанность, имеет юмористический эффект;
  • Ирония и сарказм насмехаются;
  • Цинизм (циничные элементы);
  • Правда (истинное ядро).

Функции и цели сатиры

Сатирическое искусство своими стилистическими приемами пытается выполнить определенные функции. Один из них — привлечь внимание, чтобы высказываемая критика получила широкую огласку.

Чем шокирует сатирическое произведение, тем больше оно встречает возмущения и распространения через «нарушение табу». Кроме того, это также касается самовыражения критики и закрепления критической мысли в умах людей.

Если сатира тоже развлекает, нам ее легче запомнить, и есть шанс, что мы поделимся ею с друзьями или родственниками, например, анекдот или фраза из фильма.

Сатирики должны решить для себя, как далеко они зайдут и какие темы считают для себя запретными. Однако комедия сатирических произведений процветает на пересечении нравственных границ, где нередки провокации. Вот почему сатирики всегда должны ожидать возмущения и критики своей работы.

У сатиры есть фиксированный предел: она не должна фальсифицировать факты и опускаться до аморальных форм в подаче материала. Сатире нужна правда и идеал, с помощью которого она может противостоять «образу врага».

Следующий пример сделает сатиру более ощутимой для вас.

Политическое и не менее циничное заявление звучит так: «Идиот есть идиот. Два идиота — это два идиота. Десять тысяч идиотов — это одна политическая партия». (Лео Лонганези)

Наталья Светина

© ТЁММИ: Статьи

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: