Литературный сценарий урока по произведению А. А. Лиханова, в контексте проблем современности для учащихся 9-10 классов СОШ.
Этот сценарий урока по произведению А. А. Лиханова по сути — методическая разработка занятия по внеклассному чтению для старшеклассников.
Сценарий занятия по внеклассному чтению «Дети и родители»
Оборудование: Библиотека для чтения «Люби и помни», выставка.
Подготовка: За месяц до проведения конференции нужно предложить учащимся старших классов прочесть по одному произведению Альберта Лиханова и написать эссе «Мое впечатление от прочитанного». Можно предложить примерный план:
- Краткое содержание произведения, главные герои, сюжет.
- Проблематика произведения, вопросы, которые ставит перед читателем автор.
- Размышления о прочитанном: о какой неизвестной стороне жизни узнал, о чем произведение заставило задуматься, что переосмыслить, к каким выводам прийти.
Выбрать 5—7 лучших работ. Используя материалы серии, подготовить сценарий, последовательность обсуждения произведений.
Рекомендуем организаторам: Сценарии для детей
Ведущий: Формат нашей сегодняшней встречи не очень соответствует тому, что называется читательской конференцией. Обычно это v обсуждение какого-то произведения, которое прочли все участники встречи. Наша работа построена иначе. Для нас книги Лиханова — повод говорить о серьезных жизненных проблемах.
Альберт Лиханов — писатель, который глубоко исследует взаимоотношения двух миров — мира детей и мира взрослых.
Нам показалось, что вам, десятиклассникам, только делающим свои первые шаги из одного мира в другой, сегодняшний разговор будет интересен.
Имя Лиханова достаточно известно читающей аудитории России, хотя для многих из вас эта встреча с книгами Лиханова будет первой. Несколько минут мы с вами посвятим знакомству с некоторыми фактами жизни и творчества этого писателя.
Библиотекарь: Народная мудрость гласит: если твои планы рассчитаны на годы — сей хлеб, если на десятилетия — сажай деревья, если на века — воспитывай детей.
Добро заложено в каждом ребёнке. Пробудить лучшие свойства человеческой души — задача воспитателей. Особая роль отводится положительному примеру родителей.
Вся жизнь отца и матери, всякий их поступок должен быть примером для детей, в основе их взаимных отношений должны быть любовь и уважение.
Становление человека начинается с первых лет жизни. Но самый ответственный возраст — подростковый. Подросток — это личность в процессе взросления.
Василий Макарович Шукшин говорил: «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит».
Особое место в современной литературе занимает изображение семьи. Взрослый является для подростка носителем общественного идеала, на примере внутрисемейных отношений формируются отношения юного человека за пределами дома.
Умеют ли родители понять важность для подростка его проблем, хотят ли признавать в нём личность, не похожую на них?
Что для него самого главное в характере взрослых, с которыми он общается?
Эти и целый ряд других вопросов, не менее важных, поставлены в творчестве ведущих детских писателей.
Постоянный интерес к судьбе детей, к изучению обстоятельств, влияющих на формирование их жизненных убеждений, забота о нравственном здоровье подрастающего поколения характерны для творчества Альберта Анатольевича Лиха- нова— писателя, публициста, общественного деятеля.
Альберт Анатольевич родился 13 сентября 1935 года в Городе Кирове, в древней Вятке. Его поколение — это поколение детей войны. В войне победили их отцы и матери, но дети себя воспринимали Победой.
Любовь к словам, сказанным складно, пришла нежданно. Когда в комнату бабушки Марии Васильевны вползли синие сумерки, а она, сберегая керосин, не спешила зажечь лампу* наставал тихий сладкий миг, когда бабушка, словно сама для себя, начинала негромко читать стихи:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Алик затихал, казалось, дышать переставал: не пропустить бы какое словечко! У бабушки голос негромкий. Это стало их любимым занятием.
Папа, Анатолий Николаевич, работал на большом заводе слесарем. Вятка была тыловым городом. На Вятку не падали бомбы, ей доставалась изнанка войны. Боль войны! Мама Альберта Лиханова, Милица Алексеевна — медицинская лаборантка. До войны работала в больнице, в войну — в госпитале. Она сдавала кровь, чтоб подкормить сына. Начал своё образование Алик Лиханов в начальной школе. Первые классы всегда вела одна учительница, а 2, 3, 4, — другая. Директором школы была Фаина Васильевна Лютина. Эти три учительницы удостоились высшей награды Страны Советов — ордена Ленина. Труд учителя ценился так же высоко, как подвиг лётчиков. В ту пору, когда Альберт Лиханов учился, начальное образование ценилось. После четвёртого класса выдавали особую бумагу, и можно было на этом завершить своё обучение, но учительница поясняла, что надо закончить семилетку.
Альберт Лиханов — писатель, который глубоко исследует взаимоотношения двух миров — мира детей и мира взрослых.
Нам показалось, что вам, десятиклассникам, только делающим свои первые шаги из одного мира в другой, сегодняшний разговор будет интересен.
Имя Лиханова достаточно известно читающей аудитории России, хотя для многих из вас эта встреча с книгами Лиханова будет первой. Несколько минут мы с вами посвятим знакомству с некоторыми фактами жизни и творчества этого писателя.
После пяти строчек в «Пионерской правде» Алика прозвали писателем. Подтвердил он прозвище в 9-м классе. Теперь уже «Комсомольская правда» отвела школьнику из Кирова целую колонку.
Публикации в областных газетах — «Комсомольском племени», в «Кировской правде» — для их сотрудников были радостью.
Обе газеты дали внештатному автору лестные характеристики для поступления на отделение журналистики Уральского университета.
За высшим образованием Альберт поехал в Свердловск. Дипломной работой Лиханова была тема «История вятской журналистики XIX века».
Диплом Лиханова — синица в руке. Но что такое история журналистики какой-то там Вятки? Это история отраженной на газетных полосах жизни России. Коренной, самобытной. Научный руководитель и рецензент — писатель и историк Константин Богомолов в своих заключениях единодушно воскликнули: да тут ещё малость потрудиться, и готовая диссертация. Заключение лестное, но защищать диссертацию Лиханову было неинтересно. Интересна живая газета.
Альберт Анатольевич Лиханов начал свою трудовую деятельность в газете «Кировская правда». В 1964 году был назначен собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Западной Сибири, жил в Новосибирске. С 1966 года работает в Москве, долгое время был главным редактором журнала «Смена».
Первый рассказ Альберта Лиханова — «Шагреневая кожа» — опубликован в журнале «Юность» в 1962 году, а первая книга издана в 1963 году.
С тех пор один за другим появляются его новые повести и рассказы, которые посвящены нравственным проблемам духовного становления юных героев.
После большого перерыва, но один за другим «Наш современник» опубликовал романы «Никто», «Сломанная кукла». В 2001 году они удостоены Большой литературной премии России.
Российская литературная премия имени Александра Грина была присуждена Альберту Лиханову в 2000 году за дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа».
Трёхтомник, включающий «педагогическую прозу», книгу публицистики о воспитании и документальный том о борьбе писателя за детство вышел в 2002 году и давно стал достоянием детей, родителей, учителей.
В 2004 году писатель создал необычный для себя труд: 10 видеобесед с выдающимися гражданами России, которые составили учебно-методический комплект «Уроки нравственности».
А юбилейный 2005 год отмечен выпуском необычного собрания сочинений — библиотеки А.А. Лиханова в едином коробе, которое удобно привезти к больным детям — в больницу или домой.
Писатель придумал и организовал издание четырёх журналов. Два для детей — «Путеводная звезда. Школьное чтение» и «Божий мир», и два для взрослых — «Дитя человеческое» и «Зарубежный роман».
В настоящее время Альберт Анатольевич Лиханов является председателем Российского детского фонда, лауреат Премии Президента России в области образования, академик Российской академии образования.
Детская литература — самое могучее стратегическое оружие из ныне существующих. Это сердце будущего, народа и государства. Литература Альберта Лиханова — это литература «детских глаз». А слова самого писателя «Без детства холодно на душе» — могут служить эпиграфом к его творчеству.
Ведущий: Итак, многие произведения прочитаны вами к сегодняшней встречи. Какие впечатления произвели на вас те повести, которые вы прочли?
Из ответов детей:
«В этих произведениях описана жизнь совсем незнакомая».
«Язадумалась над такими вещами, о которых не может знать такой благополучный человек, как я».
«Я, наверное, впервые поняла душой, умом и сердцем, что такое война».)
Да, поколение Лиханова (а он, напомню, родился в 1935 году) испытало на себе все тяготы войны и послевоенных лет. Многие произведения писателя рассказывают о жизни, выживании детей тыла. Детей, которые ежедневно носили в себе страх получить похоронку на отца, страх за мать и бабушку, выбивающихся из сил, чтобы прокормить детей и внуков. И постоянный не проходящий голод. У Лиханова несколько произведений о военном детстве. Одно из главных — роман в повестях «Русские мальчики». Об одной из повестей из этого произведения — «Последние холода» — мы сейчас поговорим.
Выступление ученицы.
Ведущий: «Последние холода» — повесть о голоде, о том, как голод стирает в душе человека все признаки человеческого. Но тяжкие испытания способны раскрыть в душе человека и то хорошее, что он о себе не знал, не подозревал.
Приведите примеры самопожертвования героев, с которыми вы встретились на страницах произведений Лиханова.
Ответы детей:
«Учительница Анна Николаевна из повести «Крестная», покупающая на нищенскую учительскую зарплату витамины для учеников», «слепой баянист Анатолий из повести «Высшая мера», который сдает кровь и на донорские деньги подкармливает девушку — сироту, болеющую тифом», «героини повести «Детская библиотека», слабые женщины — бабушка и мать, несут несколько поленьев из скудного запаса, чтобы обогреть эвакуированную библиотекаршу, бывшую балерину» и др.)
Таких примеров в произведениях Лиханова много. Поделиться с нуждающимся, когда сам бедствуешь, — настоящий человеческий поступок, душевный подвиг, на который готовы не все.
Сиротство в годы войны — горькая, но объяснимая вещь. Но сиротство в мирное время — это стыд, позор, горе и общая беда наша. Об этом говорится в повести «Благие намерения».
Ученица (1): Какова роль учителя в жизни маленьких сирот? Бывают ли несчастные обстоятельства? Может ли избыток доброты быть вреден и может ли добро ранить? Над этими вопросами заставляет задуматься повесть замечательного мастера
словесного творчества Альберта Лиханова «Благие намерения», которая потрясла меня своей правдивостью, неподдельной тревогой автора за то, что происходит в нашей жизни.
Профессия учителя — особенна: она так или иначе связана с каждым человеком. Труд учителя — это труд, рассчитанный на столетия, так как от него зависит, каким будет человек.
Особенно это важно, когда ты учитель школы-интерната и вокруг тебя не просто дети, а дети-сироты. Ведь у них нет родных, а их семья — это учителя, воспитатели и их сверстники.
Главная героиня повести выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот- первоклассников, но выбор её прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и целиком отдает себя своим воспитанникам. Она поставила перед собой цель добиться того, чтобы все её воспитанники обрели свою семью, где они встретят родительское тепло и будут окружены заботой любящих их взрослых людей.
Подчиняясь требованию долга, она лишается своих родных, лишается личной жизни, отказывается от своей любви. Она не может быть счастлива, пока рядом с ней страдают брошенные дети. И смирившись со своей судьбой, сохраняет, верность убеждениям.
Надежда Георгиевна приближает ребят к добрым, светлым, хорошим старшим товарищам, к реальным людям, которые в дальнейшем для некоторых станут семьей, а для других — настоящими друзьями.
Но иногда излишнее добро может и ранить. Так получилось с теми детьми, которым люди дали надежду на радость в жизни, а впоследствии отказались от них, проявили равнодушие к их беде, равнодушие к их одиночеству.
В прочитанной книге мне очень понравилась главная героиня Надежда Георгиевна. У меня осталось уважение к её сильному характеру, к удивительно доброму сердцу и к её любви. По моему мнению, особое место в повести занимает отношение детей к педагогу. Они чувствуют тепло её сердца и платят ей неизменной любовью и уважением.
Я уверена, что Надежда Георгиевна — это не только книжный персонаж, но и человек действительной жизни, человек, который способен творить добро.
«Благие намерения» о том, что недостойно забвения: о совести, о долге и чести, о детях, за которых мы в ответе.
У каждого человека есть книга, к которой он постоянно обращается за советом, которая наводит на размышления. Я думаю, что книга Альберта Лиханова — именно такая. И я уверена, книги, подобные этой, очень важны и нужны для общества.
Ведущий: Герои повести — сироты при живых родителях: спившихся или канувших в небытие, маленькие отказники родильных домов, умирающие от голода в запертых квартирах. Что происходит? Почему столько сирот, ведь не война, не разруха. Эта книга была написана в 1980 году. Повесть — вот цифры прошлой недели: на сегодняшний день количество детей, проживающих месяцами и годами в больницах, где их бросили и не навещают, — 85 человек!
Как вы думаете, что может позволить женщине оставить своего ребенка в родильном доме, на улице, в помойном контейнере?
(Ответы детей: «Безответственность», «страх перед будущим», «забота о собственном комфорте», «равнодушие и черствость».)
Равнодушие и черствость поселяются в человеческих сердцах не сразу, а постепенно, они разъедают душу. Осознание непоправимости произошедшего приходит позднее. Повести «Высшая мера» и «Лабиринт» — о потерях, которые не вернуть. О том, что мы мало думаем о том, зачем жить, а больше о том, как жить.
Ученик (2): А. А. Лиханов — автор многих произведений, затрагивающий вопросы, на которые люди часто не могут дать ответ. Произведение «Высшая мера» — одно из них.
Софья Сергеевна — пожилая женщина, работает в вузовской библиотеке. Воспитывает двух детей своей погибшей сестры, Сашу и Аню — тяжелобольную девушку. Когда Александр женится на Ирине, Софья Сергеевна начинает беспокоиться за своего сына. Вскоре у Саши и Ирины рождается сын Игорь, и молодая семья переезжает жить в Москву.
В погоне за собственным благополучием, Саша и Ирина мало уделяют внимания своему сыну. Их мало интересуют его чувства. Уже взрослый, шестнадцатилетний Игорь переживает из-за развода родителей. Слышит мальчика и сострадает ему только бабушка, о которой он узнает, что она не родная и не кровная, и все больше понимает, что не нужен родителям. Вскоре Игорь погибает в автомобильной аварии. На похоронах Игоря Софья Сергеевна произносит фразу, которая полностью отражает смысл всей повести: «Когда человек не нужен близким, он умирает».
В «Высшей мере» автор поднимает вопросы о том, что недостойно забвения: о совести, о долге и чести. Главная героиня, Софья Сергеевна, смогла ответить на вопросы, которые интересуют многих людей: Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера нашего добросердечия?
Я считаю, что эти вопросы были и остаются актуальными. Каждый человек сам отвечает на них. Софья Сергеевна — человек, повидавший много в своей жизни. Она помогала всем, не жалея себя. Взяла на воспитание детей, когда сама не могла обеспечить себе нормального существования. Эта женщина вложила в них всю свою душу. Я думаю, таких людей нужно уважать и преклоняться перед их добросердечием.
«Высшая мера» А.А. Лиханова заставляет задуматься нас, как часто мы вспоминаем о долге, чести, совести, добросердечии и присутствуют ли они в наших поступках, совершаемых в нашей жизни.
Ученица (3): Мне хотелось бы познакомить вас с новым для меня автором Альбертом Лихановым и с его произведением «Лабиринт». Лабиринт — запутанная сеть ходов, в которую попал герой романа. Автор рассказывает нам о мальчике Толе и его семье, в которой происходят конфликты. Бабушка Толи «давит» на отца, он не выдерживает давления, уходит и зовет с собой Толю. Толя остается с мамой, так как он нуждается в материнской ласке.
Бабушка Толи отрицательно влияет на мать, мать хрупкая и поддается ей, вместе они заставляют Толю писать письма на завод с жалобой на отца. Так как отец — коммунист, он должен вернуться по партийным соображениям в семью. Толя сильно страдал, так как он подставлял отца.
Несмотря на все это: уход отца к другой женщине и возвращение отца в семью, дружбу с приемным сыном отца — Толик остается добрым и преданным своей семье и даже прощает свою бабушку.
Толик чувствует, что в этом семейном конфликте каждый виноват в том, что случилось.
Раньше Толик во всем обвинял свою бабушку, но теперь он точно знает, что и мама, и папа, и он сам — все виноваты.
Мама Толика чувствительная, ранимая, поддающаяся на уговоры бабули, поступает плохо, обижает Толика. Отец не выдерживает скандалов в семье, пытается переубедить мать и бабушку, говорит, что жить так нельзя: ругаться и ссориться каждый день. Он находит только один выход — уйти из семьи.
Бабушка — человек старой закалки, она привыкла не тратить деньги, она их только копит и не понимает, что эти деньги никому не приносят счастья. Ей нужно много денег, и она своим нытьем заставляет отца Толика уйти с любимой работы на другую, где платят больше, хотя он этого не хочет. А Толик мечется между матерью, отцом и бабушкой. Ему жалко всех, поэтому он остается с матерью и бабушкой, хотя отец его зовет с собой.
В своих романах Лиханов поднимает жизненные проблемы, волнующие нас. Прочитав этот роман, я задумалась — зачем мы жалуемся на судьбу? Ведь у нас все хорошо: есть семья, крыша, любовь близких, здоровье.
Когда в твоей семье, в нашем теплом, согретом душой, окружении, возникают конфликты, ссоры, мы забываем о своих проблемах, касающихся всего, кроме семьи. Мы хотим только душевного покоя, равновесия в своей семье.
Ведущий: Осознание ответственности перед окружающими за свои поступки, ответственность перед собственной жизнью, которая не должна пройти бессмысленно, как дар небес… Они воспитываются. Давая жизнь новому человеку, мы берем на себя ответственность не только кормить, поить, растить, но и воспитывать. Что, по-вашему, значит воспитывать, и как можно воспитывать?
(Ответы детей: «Подготовить к будущей жизни», «рассказать о правилах, по которым живёт общество», «показать пример поведения во взрослой жизни».)
Воспитывать — это значит вложить в ум, сердце, душу вечные законы нравственности и морали. И сделать это можно только собственным примером, примером собственной жизни. Дети, подрастающие в детском доме или интернате, часто лишены этого положительного примера, им негде впитать опыт нравственной жизни, жизни по человеческим законам. И таких детей с каждым годом становится все больше (по Челябинской области — почти миллион!). Очень непросто складываются судьбы детдомовцев. Об этом — в повестях «Солнечное затмение» и «Никто».
Ученик (4): Я хочу познакомить вас с повестью Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Повесть построена на контрастах — девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: «Нам ничего не положено и жалеть нас не надо», — так говорили они.
В интернате, среди подружек, таких как Лена, коляска была предметом одушевленным — с ней можно и поговорить в случае чего. Девочки вообще там не замечали своих бед. Жили просто — вот и все. Восьмиклассницам не надо объяснять, что такое их беда, их уродство, но девчонки про себя никогда, кажется, и не думали. Болезни их общие, полиомиелиты и параличи, даже как будто сближали всех в нечто единое.
Все у них было там по-своему, своя жизнь, где никто никому не кажется уродцем, а все — равноправные люди, открытые и прямые, и чаще всего веселые, неунывающие — с унынием и всем таким прочим они беспощадно боролись. Жизнь в интернате — необычная. В ней коляски и костыли, парализованные руки и ноги, уродство и красота не играют абсолютно никакой роли — ни вот на чуточку, и мера ценностей взвешивается на иных весах — на весах сердечности, любви и души.
Родным для Лены был сад возле школы-интерната, общая комната на десять таких, как она, девчонок. Так что родным для нее был шум и гам или тишина, совсем непохожая на ту, с которой она столкнулась, оказавшись дома. Тишиной, когда она совсем одна в квартире, будто в заточении. День проходил одиноко и пусто, а шумно становилось к вечеру, когда возвращались люди с работы, когда приходили мать и отец.
Лена — это очень мужественная, стойкая девушка. Она не любит, чтобы ее жалели, и всегда стоит на своем. Лена рассуждала по-взрослому, давала советы и была всегда права. Она была очень чутким и отзывчивым человеком.
А еще я хочу рассказать о друге Лены, Федоре. Федор жил в семье, где отец пил. Из-за этого мальчик не общался с ровесниками, потому что ему было стыдно за отца. Зачастую Федор оставался один и занимался всякими делами в своей голубятне. Все расстройства и огорчения, драки с другими голубятниками, неприятности и досады были ничем в сравнении с пивнушкой.
Вот в чем была для Федьки главная беда. Потому как нет для человека ничего больнее срама, чем собственный отец. Федя переживает больше всего за мать, потому что у матери нет больше сил жить с пьяницей. Переживая, мать недосмотрела на работе, и у нее получилась недостача. Выход из этой сложной семейной ситуации нашел Федор. Он долго думал, как помочь маме, и решил продать все свои вещи, чтобы выручить хотя бы сколько- то денег. Отец был против того, чтобы продавать вещи своей жены и сына. Он сказал: «Я виновный в этом, мне и расхлебывать».
В конце концов выход из этой ситуации был найден с помощью Феди, и в этом ему помогла Лена. Эта история их очень сблизила, и они остались друзьями. Альберт Лиханов в своем произведении хотел раскрыть и объяснить мир детей взрослым, а мир взрослых — детям. И это у него получилось.
Ученица (5): Мне хотелось бы рассказать историю, которая задела меня до глубины души. Я говорю о романе Альберта Лиханова «Никто».
Главный герой рассказа, Николай Топоров по кличке Топорик — простой мальчик, выросший в интернате, но сильно отличавшийся от своих друзей. Даже кличка Топорик ему была дана за неординарную внешность и характер: он был весь в себе, не показывал никому свои мысли и чувства. У него было три друга
— Макарка, Гошман, Гнедой. Все вместе они воспитались в интернате. Окончив девять классов, Топорик ушел из интерната в ПТУ, хотя мог бы, как и все его друзья, еще три года спокойно жить под крышей детдома. Он чувствовал, что должен искать свою жизненную дорогу, а не просто отсиживаться в интернате.
Автор показывает, как судьба героя пересекается с жизнью бандита Валентина. Валентин — рэкетир, который, увидев Колю, сразу заметил его, потому как сам был из интерната, сам был брошен и одинок.
А по прошествии времени, увидев Колю, он решил взять его. Топорик для Валентина стал преемником: он выполнял задния, ездил за сбором денег, но мир преступности суров, и Валентина убили. Впоследствии и Колю тоже убили.
Я прочитала этот рассказ, и у меня произошла переоценка ценностей. В жизни самое ценное, что может быть у человека, — это семья. Сначала, в которой он вырос, а затем та, которую он создаст сам. У детей, выросших в интернате, нет семьи. Им неоткуда взять душевного тепла. Им остается лишь надеется на то, что они сами образуют образцовую семью, но у многих из них и этого не происходит.
Очень часто интернатовские дети, выйдя в обычную жизнь, не могут найти свое место, ведь условия интерната сильно отличаются от обычной жизни. У них нет жизненного опыта, они не умеют разбираться в людях.
Все дети воспитываются своими родителями, получают от них любовь и ласку, а дети, выросшие в интернате, к сожалению, всего этого не знают.
Ведущий: В своей повести «Благие намерения» А. Лиханов писал: «Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Это аксиома. Но, кажется, если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой».
Учиться понимать чужую боль трудно, мучительно, но необходимо для взросления души. И поэтому важно, чтобы в самые главные — детские и подростковые годы — рядом с ребенком находился близкий, родной, понимающий человек. Главному герою повести «Мой генерал» повезло.
Ученик (6): «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей и горестей отдельного человека», — так писал В.А. Сухомлинский. Эти слова раскрывают суть романа «Мой генерал» Альберта Лиханова. Вроде бы это произведение для детей, тем более, что написано в те годы, когда меня и на свете-то не было, главному герою всего десять лет. Сначала заинтересовало то, что действие романа происходит в Сибири, там, где строится огромная ГЭС. А оказалось, что автор затрагивает очень серьёзные проблемы взаимоотношения людей: взрослых и школьников, показывает трогательную дружбу деда и внука.
Антон, главный герой романа, рассказывает о себе. До приезда деда его жизнь ничем не отличалась от жизни других мальчишек из посёлка. С появлением в их семье деда всё изменилось, даже, как ему казалось, учителя к нему стали относиться снисходительнее. Мальчик чувствовал, правда, какую-то неловкость, что пользуется привилегиями незаслуженно, но старался не думать об этом. Прозвище Генерал ему нравилось, правда, лучшие друзья усмехались над этим прозвищем, да и самого Антона внутри грызли сомнения. Много ещё случилось всего, пока он не научился отличать настоящих друзей от подхалимов. Во всём разобраться помог дед, он учил внука, что жить за чужой спиной стыдно, тем более пользоваться чужой славой.
Надо уметь признавать свои ошибки, признаться в трусости — уже сила, поступок. Конечно, было очень нелегко, но Антон перед всем классом смог извиниться за своё поведение. И вообще, с появлением деда в их семье мальчик очень повзрослел, стал задумываться над своими поступками, понимать, что взаимовыручка, просто помощь людям нужна в любое время. И в мирное время у человека тоже могут возникнуть неразрешимые проблемы, но если рядом окажутся неравнодушные люди, то почти всё преодолимо.
Дед учил его думать о любом человеке, потому что он — человек. Самое главное — не быть равнодушным. Сначала Антон многого не понимал, например, как дед-генерал работает простым кладовщиком, но дед показывал своим примером, что не звание красит человека, а человек — знание.
Вроде бы известная истина. А как Антон был горд, когда дедушкины организаторские способности, знания пригодились. Дед возглавлял штаб по очистке города от снегопада, а потом командовал взрывом на стройке, чтобы образовалась площадь для монтажа турбин. Дед стал ему самым близким человеком, которому можно доверить любую тайну. Дед учил его быть честным человеком, отстаивать своё мнение, не идти на соглашательство. Говорил, что если человек недоволен собой, это прекрасно, хуже, если он собой доволен. Заставлял внука думать, самостоятельно принимать решения. А случай с муравейниками на стройплощадке? Дед расстроился, глядя на раздавленные муравейники. Решая глобальные проблемы, думать о людях, даже о том, что будет с животными, о переносе муравейников. Что важнее? ГЭС или муравьи?
Понятно, что человек, получивший такие жизненные уроки от своего деда, никогда не станет равнодушным, подлецом, предателем. Эта книга о формировании мировоззрения мальчика, о взрослении. В современном мире эта книга очень актуальна. Равнодушием заражены многие взрослые, очень часто им больны люди власти.
Тема памяти — один из ключевых вопросов повести. «Он так жил, что не может умереть никогда!» Пока мы помним о людях, нам близких и родных, они живут. Кто-то из вас уже испытал горечь невозвратимой потери, кто-то еще пребывает в счастливом неведении тяжести таких потерь. Дед — Антон Рыбаков будет жить, пока жив его внук, правнук, потому что руководствовался простым правилом: «Никогда не будь равнодушным, не закрывай глаза, не маши рукой. У каждого несчастья есть причина, и ее надо выискивать. Не думай, что есть зряшные люди. Помогай людям, чем можешь». Равнодушие, невнимание к чужим бедам — главная проблема нашего времени.
Об этом в стихотворении нашего земляка Владимира Суслова:
Немного нас живет на этаже,
И у немногих нас свои законы.
Поэтому который год уже
Мы, проживая рядом, не знакомы.
Ни здравствуйте друг другу, ни прощай.
Ни радостно, ни колко, ни устало…
И сами ни к кому ногой на чай,
И никого к себе на хлеб и сало.
И все у нас дела, дела, дела,
Все некогда, все недосуг, все после…
Глядишь, и черствость гнездышко свила,
Пусть не в душе, но все же где-то возле.
И вот уж кто-то выбросил щенка,
И вот уж кто-то валится от крика,
И вот уже задергалась щека
При встрече от хронического тика.
Добро испепеляется дотла,
Давление на сердце возрастает…
А почему? Душевного тепла
На лестничных площадках не хватает.
И источник этих проблем — не библейский дьявол-искуситель, а человек, как вы и я.
Преодолевать в себе зло, предательство, подлость, трусость — главная ваша задача. А книги Лиханова помогут вам в этом.
Ведущий: В конце нашего разговора мы хотели бы предложить вам несколько вопросов, чтобы услышать ваше мнение о сегодняшнем разговоре.
- Насколько актуальны произведения Альберта Лиханова, в чём их польза для молодого человека?
- Насколько нужны разговоры о морали и нравственности для молодых людей?
Ответы десятиклассников:
«До знакомства с книгами Альберта Лиханова я слышала, но не понимала проблем, которые описаны в его произведениях. Сейчас я знаю об этих проблемах и знаю, что их стараются решать».
«Произведения Лиханова необходимы для современных молодых людей. Ведь в наше время столько брошенных детей и детей, которые никому не нужны. Люди стали безразличны друг к другу, а особенно молодые. Произведения Лиханова повествуют о том, что нужно быть хоть чуточку добрее друг к другу, уметь отвечать за свои поступки».
«Произведения Лиханова очень актуальны для молодых людей любого возраста, потому что они написаны от лица ребёнка. Автор поднимает те проблемы, которые мало кто из писателей затрагивал в своих произведениях. Такие произведения очень нужны, чтоб показать, какая жестокая жизнь ждёт маленького ребёнка».
«Среди молодых людей разговоров о морали и нравственности не слышно. Свои проблемы каждый пытается решать сам. А все высказывания подвергаются жесточайшей критике».
«Разговоры о морали и нравственности нужны подросткам, чтоб они уяснили, что можно делать, а чего нельзя. Ведь эти разговоры помогают нам понять самих себя, а порой даже взрослых».
«Нужно задуматься, что с нами будет, если мы будем закрывать глаза на всё происходящее».
«Разговоры на тему морали и нравственности необходимы. Мы начинаем задумываться о взрослой жизни, а детство остаётся позади».
Читать далее: Познавательная экскурсия детям стимулирует знания