Фестиваль «Вольный Дон» каждый год открывают пальба из пушек, звон клинков и захватывающие душу песни и эмоциональные танцы. Праздник благоухает ароматом казачьей кухни и удивляет мастерством ремесленников, это место, где возрождается казачество Верхнего Дона.

Открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон» — особенное событие, амбициозный и уникальный проект о традициях и истории русских казаков. Своему рождению культурное событие обязано администрации Данковского района и региональному отделению Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» в Липецкой области. Проходит ежегодно в июле, близ села Новоникольское Данковского района.

Уголок казачьей культуры

Казаки отрыли Вольный Дон пальбой из пушек

 

Миссия фестиваля — сохранить преемственность многовековой казацкой культуры. Главная цель фестиваля — развитие и сохранение образа жизни и традиций казачества как части культурного наследия многонациональной России. Праздничная территория имеет казачьи куреня, где предлагаются домашние продукты и изделия ремесел. Фестиваль проходит в 3 этапа – выставка мастеров декоративно-прикладного искусства и конкурсы, выступления казачьих творческих коллективов и состязания по боевым искусствам с демонстраций спортивных навыков.

Многие слышали о доблести и мужестве русских казаков — смелых и свободолюбивых всадниках из донских мест России. С 18-го века до большевистской революции их особенно ценили в царской армии за их мужество и отличную военную подготовку. С самого раннего времени казаки оттачивали свои боевые навыки на казачьих состязаниях (Шермицах), посвященные «образцовым» или показательным боям. Современная армия больше не нуждается в помощи со стороны казачества, но традиции воинства тщательно сохраняются.

Что такое Шермиции?

Вольный Дон

Шермицы — это серия «образцовых» или шоу-боев, которые поставлены казаками и приурочены к праздникам. Самые крупные проходят на Масленице (Масленица) и на Троицу. Что включают в Шермиции? Казаки всегда были экспертами с лопастным оружием, поэтому главным событием в является показ владения шашкой. Конечно, участники не нацелены на то, чтобы биться с противником, поэтому в играх вместо схватки с реальным человеком, в рубке шашкой используются пластиковые бутылки, рубят лозу и канат. А вот кулачных боях идет настоящая схватка, равно как и в ножевых боях, но с использованием ножа — муляжа.

Происхождение казаков до сих пор оспаривается среди историков, но есть точные сведения от ряда уважаемых историков прошлого и факты современных краеведов, что в на верхнем Дону, зарождалось казачество, как сословие России. Сторожевые казаки старой крепости Донков участвовали в Куликовской битве, много сведений о ратных подвигах казаков Донкова в период существования Рязанского и Московского княжеств.

У казачьих куреней всегда весело и интересно

Нет никаких сомнений в том, что эти «свободные люди», как они называют себя в традиционных песнях, представляли собой смесь славян, тюркских и кавказских народов. Ранние казаки были и рачительными хозяевами и умелыми солдатами, которые обосновались на берегах верхнего Дона. Во времена Ивана IV (Грозного) Россия относилась к казачьим землям как к независимым государствам, но постепенно казаки влились в Российскую империю и начали служить ей сначала в качестве наемников, а затем в качестве подразделений в армии российской империи.

Казаки отрыли Вольный Дон пальбой из пушек

До революционных событий 1917 года казаки считались военной элитой: все люди, рожденные в этом социально-культурном сообществе, были обязаны выполнять военную службу. Во время Гражданской войны в России, искренне верующие казаки, сражались с белой армией против большевиков. В результате многие из них эмигрировали после окончания войны с победой большевиков. В середине 1930-х годов многие казаки, которые остались в Советском Союзе, стали жертвами сталинских чисток. Некоторые из них воссоединились с советской армией, но после Великой Отечественной Войны их подразделения были вновь расформированы.

Встречи на фестивале Вольный Дон

Со времени падения Советского Союза казаки пережили возрождение. Многие из новых казаков являются потомками древних казаков верхнего Дона, которые воспитывали ценности казачьей культуры: русское православное верование, любовь к близким людям своим и отечеству, мужество и стойкость.

Казаки отрыли Вольный Дон пальбой из пушек

Донковский казак, это не столько внешние атрибуты воина, но особый склад характера и мышление. Казак — это, прежде всего, воин Христа: церковь — это все для него. Стиль жизни, воспитание детей и военная и патриотическая работа строится вокруг православной веры.

На Межрегиональный фестиваль казачьей культуры приезжают не только те, кто называют себя «казаками», но и обычные люди, кто любят традиционные казачьи песни и фольклор. Они исследуют традиции и посещают казачье угодье, где каждый уголок пропитан духом родовитого сословия России. Этот культурный проект является ретранслятором быта и нравов казачества верхнего Дона, вместе с тем, событие напрямую привязано к истории, к живым существующим традициям.

Сегодня идея воссоздания казачьей культуры на удивление популярна среди широких слоев населения. Многие русские люди, которые ищут этническую и культурную идентичность, обращаются не к образу крестьянина, которого русская литература часто изображается как забитых и лишенных гражданских прав людей, но и права свободного и независимого казака. Эта популярность привела к сочетанию казачьей с традиционной культурой из ряда регионов России и даже с народными традициями.

На фестивале «Вольный дон» казачьи народные песни и состязания исполняются в стиле, который был бы неузнаваем для казаков прошлого.

© ТЁММИ: События

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: