Не только русский балет, но и лучшие русские оперы сегодня являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия. ТЁММИ представляет несколько важных работ.

Исполнение русских опер всегда было трудным делом – приходится владеть не только сложным языком, но и нетрадиционной вокализацией, выразительной драматургической игрой. Тем не менее, русская опера уверенно чувствует себя на мировой арене и в последнее время становится все более популярной. Мы отобрали для вас пять опер, которые сейчас исполняются или готовятся к исполнению в разных уголках мира.

«Руслан и Людмила» Михаила Глинки

Руслан и Людмила

Михаил Глинка вошел в историю русской музыки как первый национальный композитор и создатель первых русских опер. Сам поэт Александр Пушкин подал ему идею сделать оперу по своей поэме, вошедшей в классику мировой литературы.

Несмотря на то, что оперу ждали с нетерпением, ее премьера в Большом театре в 1842 году не стала триумфом. Публика с опозданием оценила великую тему жизни древней Руси и красоту оркестровых аранжировок.

Рекламный плакат оперы «Руслан и Людмила» более века был одним из самых популярных в российских театрах. Сегодня не только сложно исполнять пятиактную оперу, но и провести пять часов в зрительном зале непросто. Однако когда за пультом на спектакле в Мариинском театре находился Валерий Гергиев, а роль Людмилы исполняла Анна Нетребко, все билеты на мероприятие были гарантированно распроданы.

«Борис Годунов» Модеста Мусорского

Борис Годунов опера

Существует невероятное количество редакций этой оперы, их шесть, и разнообразные оркестровые аранжировки. В этом отражается вся тяжесть судьбы Годунова, как и судьбы композитора Мусорского. Последний был вдохновлен творчеством Пушкина и фрагментами «Истории государства Российского» Николая Карамзина о первом русском царе, правившем с XVI по XVII века.

Четырёхактная опера была написана в 1869 году. Для Мусорского стало трагедией, когда тогдашнее руководство театра отвергло его работу. Лишь пять лет спустя и бесчисленные редакции состоялась премьера в постановке Бориса Годунова в Большом театре Санкт-Петербурга (ныне Консерватория). Но и это было без особого успеха.

Опера отпраздновала это, когда ее наконец показали в частном московском театре в 1898 году с легендарным Федором Шаляпиным в главной роли. Позже Шаляпин смог снова одержать победу со своим спектаклем «Борис Годунов» в Париже, когда Сергей Дягилев познакомил Европу с русским театральным искусством.

«Пиковая дама» Петра Чайковского

Эти лучшие русские оперы нужно знать каждому

Опера «Пиковая дама» уникальна тем, что от первых набросков композитора до исполнения прошло всего одиннадцать месяцев. 50-летний Чайковский написал оперу в итальянском городе Флоренция.

Основанием для этого послужил одноименный рассказ Александра Пушкина. Но, как и в случае с его более ранней оперой «Евгений Онегин», характеры и мотивация персонажей были существенно изменены братом Чайковского Модестом.

По сравнению с пушкинским оригиналом либретто и конфликты были усилены, что было обычно для мелодраматической оперной традиции XIX века. Главный герой Германн, расчетливый циник, также стал импульсивным персонажем, подвластным своей неконтролируемой страсти к играм. Сюжет «Пиковой дамы» перенесен из пушкинских времен в XVIII век.

Премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре. Опера практически с самого начала была признана жемчужиной русского оперного репертуара. В 1902 году ее поставил Густав Малер в Венском государственном театре. С этого времени опера прочно вошла в программы российских театров и стала самой успешной и самой известной русской оперой всех времен за рубежом.

«Леди Макбет Мценского уезда» — «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича

Эти лучшие русские оперы нужно знать каждому

Судьба этой оперы стала символом взаимоотношений искусства и власти в советские годы. «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова стала триумфом 26-летнего композитора Дмитрия Шостаковича. Выступления прошли почти одновременно в Михайловском театре в Ленинграде и в Музыкальном театре Станиславского и Немировича Данченко в Москве. В конце того же года состоялась премьера в Большом театре, на которой присутствовал и Сталин.

В январе 1936 года главная партийная газета «Правда» напечатала статью «Хаос вместо музыки», в которой осуждала «натурализм» Шостаковича. Под статьей не было имени автора, но многие узнали в ней стиль письма Сталина.

И хотя Шостаковича не арестовали, «Леди Макбет» надолго исчезла с советской сцены, и даже смерть Сталина не изменила этого факта. Лишь в 1962 году Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко представил вторую, более плавную и менее провокационную версию оперы, переименованную в «Катерину Измайлову».

В Россию он вернулся под своим первоначальным названием только в 1996 году, когда его представил Мариинский театр в Санкт-Петербурге. В 2004 году к нему присоединился Большой театр, где опера остается одной из самых популярных российских опер и ставится на самых известных сценах мира.

«Война и мир» Сергея Прокофьева

Опера Война и мир

Эта опера Сергея Прокофьева была вдохновлена ​​одноименным романом Льва Толстого, хотя в нее были включены и другие источники, в том числе стихи русских поэтов XVIII и XIX веков.

«Война и мир» была написана весной 1941 года, а осенью 1942 года, в разгар Второй мировой войны, началась работа над постановкой 13-частной пьесы в Большом театре. Актуальность темы и масштабы оценок потребовали ряда доработок. Прокофьев предложил театрам исполнять оперу в двух частях за два вечера, поэтому премьера первой части состоялась в 1946 году в Михайловском театре в Ленинграде.

Однако вторую часть «Войны и мира» пришлось отменить из-за спонсируемого правительством исполнения оперы Модарелли «Великая дружба». И хотя европейская премьера первой версии оперы состоялась в Праге, в полноценной постановке «Войны и мира» Прокофьеву было отказано. Лишь в 1955 году опера была полностью исполнена в Михайловском театре, в 1957 году она наконец была исполнена Музыкальными театрами Станиславского и Немировича-Данченко, а в 1959 году — Большим театром; Эпосу Прокофьева сейчас ставят во всем мире.