Не только русский балет, но и лучшие русские оперы сегодня являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия. ТЁММИ представляет несколько важных работ.
Исполнение русских опер всегда было трудным делом – приходится владеть не только сложным языком, но и нетрадиционной вокализацией, выразительной драматургической игрой. Тем не менее, русская опера уверенно чувствует себя на мировой арене и в последнее время становится все более популярной. Мы отобрали для вас пять опер, которые сейчас исполняются или готовятся к исполнению в разных уголках мира.
«Руслан и Людмила» Михаила Глинки
Михаил Глинка вошел в историю русской музыки как первый национальный композитор и создатель первых русских опер. Сам поэт Александр Пушкин подал ему идею сделать оперу по своей поэме, вошедшей в классику мировой литературы.
Несмотря на то, что оперу ждали с нетерпением, ее премьера в Большом театре в 1842 году не стала триумфом. Публика с опозданием оценила великую тему жизни древней Руси и красоту оркестровых аранжировок.
Рекламный плакат оперы «Руслан и Людмила» более века был одним из самых популярных в российских театрах. Сегодня не только сложно исполнять пятиактную оперу, но и провести пять часов в зрительном зале непросто. Однако когда за пультом на спектакле в Мариинском театре находился Валерий Гергиев, а роль Людмилы исполняла Анна Нетребко, все билеты на мероприятие были гарантированно распроданы.
«Борис Годунов» Модеста Мусорского
Существует невероятное количество редакций этой оперы, их шесть, и разнообразные оркестровые аранжировки. В этом отражается вся тяжесть судьбы Годунова, как и судьбы композитора Мусорского. Последний был вдохновлен творчеством Пушкина и фрагментами «Истории государства Российского» Николая Карамзина о первом русском царе, правившем с XVI по XVII века.
Четырёхактная опера была написана в 1869 году. Для Мусорского стало трагедией, когда тогдашнее руководство театра отвергло его работу. Лишь пять лет спустя и бесчисленные редакции состоялась премьера в постановке Бориса Годунова в Большом театре Санкт-Петербурга (ныне Консерватория). Но и это было без особого успеха.
Опера отпраздновала это, когда ее наконец показали в частном московском театре в 1898 году с легендарным Федором Шаляпиным в главной роли. Позже Шаляпин смог снова одержать победу со своим спектаклем «Борис Годунов» в Париже, когда Сергей Дягилев познакомил Европу с русским театральным искусством.
«Пиковая дама» Петра Чайковского
Опера «Пиковая дама» уникальна тем, что от первых набросков композитора до исполнения прошло всего одиннадцать месяцев. 50-летний Чайковский написал оперу в итальянском городе Флоренция.
Основанием для этого послужил одноименный рассказ Александра Пушкина. Но, как и в случае с его более ранней оперой «Евгений Онегин», характеры и мотивация персонажей были существенно изменены братом Чайковского Модестом.
По сравнению с пушкинским оригиналом либретто и конфликты были усилены, что было обычно для мелодраматической оперной традиции XIX века. Главный герой Германн, расчетливый циник, также стал импульсивным персонажем, подвластным своей неконтролируемой страсти к играм. Сюжет «Пиковой дамы» перенесен из пушкинских времен в XVIII век.
Премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре. Опера практически с самого начала была признана жемчужиной русского оперного репертуара. В 1902 году ее поставил Густав Малер в Венском государственном театре. С этого времени опера прочно вошла в программы российских театров и стала самой успешной и самой известной русской оперой всех времен за рубежом.
«Леди Макбет Мценского уезда» — «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича
Судьба этой оперы стала символом взаимоотношений искусства и власти в советские годы. «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова стала триумфом 26-летнего композитора Дмитрия Шостаковича. Выступления прошли почти одновременно в Михайловском театре в Ленинграде и в Музыкальном театре Станиславского и Немировича Данченко в Москве. В конце того же года состоялась премьера в Большом театре, на которой присутствовал и Сталин.
В январе 1936 года главная партийная газета «Правда» напечатала статью «Хаос вместо музыки», в которой осуждала «натурализм» Шостаковича. Под статьей не было имени автора, но многие узнали в ней стиль письма Сталина.
И хотя Шостаковича не арестовали, «Леди Макбет» надолго исчезла с советской сцены, и даже смерть Сталина не изменила этого факта. Лишь в 1962 году Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко представил вторую, более плавную и менее провокационную версию оперы, переименованную в «Катерину Измайлову».
В Россию он вернулся под своим первоначальным названием только в 1996 году, когда его представил Мариинский театр в Санкт-Петербурге. В 2004 году к нему присоединился Большой театр, где опера остается одной из самых популярных российских опер и ставится на самых известных сценах мира.
«Война и мир» Сергея Прокофьева
Эта опера Сергея Прокофьева была вдохновлена одноименным романом Льва Толстого, хотя в нее были включены и другие источники, в том числе стихи русских поэтов XVIII и XIX веков.
«Война и мир» была написана весной 1941 года, а осенью 1942 года, в разгар Второй мировой войны, началась работа над постановкой 13-частной пьесы в Большом театре. Актуальность темы и масштабы оценок потребовали ряда доработок. Прокофьев предложил театрам исполнять оперу в двух частях за два вечера, поэтому премьера первой части состоялась в 1946 году в Михайловском театре в Ленинграде.
Однако вторую часть «Войны и мира» пришлось отменить из-за спонсируемого правительством исполнения оперы Модарелли «Великая дружба». И хотя европейская премьера первой версии оперы состоялась в Праге, в полноценной постановке «Войны и мира» Прокофьеву было отказано. Лишь в 1955 году опера была полностью исполнена в Михайловском театре, в 1957 году она наконец была исполнена Музыкальными театрами Станиславского и Немировича-Данченко, а в 1959 году — Большим театром; Эпосу Прокофьева сейчас ставят во всем мире.