Николай I вдохновил внука на обучение игре на трубе, а последний наследник пристрастился к балалайке. А какие музыкальные инструменты русских царей и цариц мы знаем? Вот, что говорит нам история.
В молодости Иван Грозный пировал и плясал со скоморохами. Свирели, трости, флейты, домры, скрипки и колесные скрипки (шарманки) и гусли (славянская цитра) были инструментами, на которых играли скоморохи, музыканты и исполнители, чьи выступления заложили многие русские музыкальные традиции. Но такое времяпрепровождение не очень шло царю. На официальных приемах при русском царском дворе пелись только торжественные русские православные гимны. И это была единственная музыка, которой православная церковь «позволяла» заниматься самим царям.
Русское православное духовенство и духовные писатели, выступавшие против старых языческих традиций, называли песни скоморохов «бесовскими» и «сатанинскими». Вместо этого Иван переключился на написание религиозных песнопений. Он участвовал в церковных службах, пел в хоре и мог создавать, как тексты гимнов, так и их музыкальные напевы. То же самое можно сказать и о первых трех Романовых, от Михаила Федоровича до Федора Алексеевича. Именно Петр Великий первым перешел от религиозного пения к игре на музыкальных инструментах.
Петр Великий – пение и… барабаны
Среди игрушек царя Петра с раннего детства были военные барабаны. Однако его традиционно обучали церковному пению. И хотя впоследствии Петр во многом ограничивал привилегии Русской православной церкви и вообще презирал старые русские обычаи, он любил участвовать в церковных службах в качестве певчих, о чем неоднократно упоминали разные современники. Он предпочитал петь басом, обладал «сильным голосом и хорошим музыкальным слухом», вспоминал граф Хеннинг фон Бассевиц. Иногда Петр даже руководил хором, как на свадьбе его племянницы Екатерины Иоанновны в Данциге в 1716 году, где «Петр… часто переезжал с одного места на другое и сам указывал певчим в Псалтири, что должно быть воспето», по словам барона Эйхгольца, военного советника мужа Екатерины Иоанновны Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского.
Питер мог читать и запоминать ноты, что, конечно же, помогло ему научиться игре на барабанах с раннего возраста. Среди чинов своей Игрушечной Армии Петр значился первым как военный барабанщик, отчасти для того, чтобы внушить уважение даже к низшим чинам на военной службе. Отчасти потому, что Питер просто любил громкие звуки и гламур, который сопровождал военные марши. Со временем Питер также научился играть на барабанах. Он играл на многих праздниках, свадьбах своих друзей и военных парадах. Еще Петра видели играющим на волынке и гобое — значит, великий царь был музыкантом.
Елизавета Петровна — пение
Хотя это малоизвестно, Елизавета Русская, дочь Петра, унаследовала его талант и любовь к пению. В 2018 году Юлия Демиденко, научный сотрудник Русского музея в Санкт-Петербурге, обнаружила ноты, которые императрица Елизавета, скорее всего, использовала во время своего пения.
14 томов рукописных нот в серебряном переплёте представляют собой записи 14 голосов для 16-голосного хорового концерта, написанного Герасимом Завадовским, регентом Хора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Один из томов, содержащий партию сопрано, украшен водяным знаком «Венчание Девы Марии», символизирующим женское правление в России. Исследователь предполагает, что это та часть, которую пела сама Елизавета. В одном из своих писем она называет себя «первой певицей дискант».
Петр III — скрипка
Император Петр III, злосчастный муж Екатерины Великой, правил Россией всего полгода и почти не влиял на российскую политику, но современники вспоминали, что он всегда находил время для занятий на скрипке. Екатерину, не любившую музыку, очень раздражала любовь мужа к инструменту. «Он не знал ни одной ноты, но у него был превосходный слух, и для него красота музыки заключалась в силе и страсти», — писала она. У Петра III была коллекция отличных дорогих скрипок, и, похоже, музыка была одной из немногих его настоящих страстей, в отличие от женщин или политики.
Павел I — клавесин
Сын Петра и Екатерины, император Павел I, родился уже в эпоху, когда игра на инструменте была обязательной для знатного человека и тем более для царственной особы. Павла и его жену Марию Федоровну учил музыке Джованни Паизиелло, самый популярный оперный композитор конца 1700-х годов, чей стиль оказал влияние на Моцарта и Россини. Паизиелло был приглашен в Санкт-Петербург Екатериной Великой в 1776 году и до 1784 года служил придворным композитором. В это время он обучал великого князя и великую княгиню.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эти народные костюмы носили женщины в Российской империи (ФОТО)
Павел умел играть на клавесине, а его супруга хорошо играла на фортепиано. Они также любили современную музыку. В 1782 году в Вене Павел и Мария Федоровна, приглашенные императором Священной Римской империи Иосифом II, стали свидетелями великой клавесинной дуэли между Вольфгангом Моцартом и Муцио Клементи, наиболее технически совершенными музыкантами той эпохи.
Александр I — скрипка
К началу XIX века музыка преподавалась всем членам российской царской семьи в качестве обязательного предмета. Александра I обучали игре на кларнете и скрипке. Его учитель, Антон Фердинанд Титц, был учеником знаменитого композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Известно, что Александр I играл в кругу близких друзей – в отличие от петровских времен, в начале XIX века императору не считалось приличным публично музицировать, так как его статус считался слишком важным для это.
Николай I – трубы
Точно так же, как Александра обучали игре на скрипке, сына Павла и следующего императора Николая I обучали игре на духовых инструментах. Николай, высокий и с большими легкими, без проблем играл на флейте, валторне и корнете, хотя все эти инструменты он предпочитал называть «трубой».
В течение 1830-х годов, как пишет историк Игорь Зимин, записи о личных фондах императора показывают большие расходы на чистку и ремонт его музыкальных инструментов и покупку новых в Европе. Император, конечно, много играл, хотя в 1840–1850-е годы, когда он стал старше, количество концертов сократилось.
Александр III — трубы
О музыкальных вкусах Александра II, сына Николая, известно немногое, кроме того, что он и его жена Мария Александровна играли на фортепиано. Но их сын, будущий Александр III, с ранних лет проявлял интерес к музыке: в 1847 году, когда великому князю Александру едва исполнилось два года, он попросил одного из своих наставников достать ему трубу! Воспитатель получил две игрушечные трубы, одну для Александра и одну для его младшего брата Владимира. Дети «с утра до ночи не выпускали свои трубы из рука», доводя всех в семье до тошноты.
Когда Александр вырос, он не отказался от любви к трубам. Его сначала учили играть на фортепиано, но, не прилагая усилий к урокам, он бросил это занятие. Однако, когда в 15 лет Александр начал брать уроки игры на трубе, он не пропускал ни одного занятия и часто занимался сам. Внук Николая I, Александр, видимо, хотел играть на трубе, как его знаменитый дед, и, вероятно, даже видел, как Николай играет на домашних вечерах. Несмотря на громоздкий и грубый вид, Александр был заядлым любителем музыки и музыкантом. Он держал свои инструменты под рукой. В своем дворце в Гатчине он держал валторну в кабинете и две трубы в гримерной. Судя по всему, Александр любил играть небрежно для себя. В 1872 году он даже основал «Общество любителей духовой музыки» и девять лет подряд (до того, как стать императором в 1881 году), Александр регулярно практиковался со своими коллегами-музыкантами. Репертуар был далеко не любительский – Бетховен, Шуман, Вагнер и т.д.
Императрица Александра Федоровна — фортепиано
В отличие от своего отца, Николай II не был большим музыкантом. Он научился играть на фортепиано, но делал это нечасто. А вот его жена, императрица Александра Федоровна, была опытной пианисткой. После 1905 года она наняла учителей, чтобы они вместе с ней занимались игрой на фортепиано и пением. Николай не слушал игру и пение жены, хотя иногда заходил к ней в комнаты, чтобы послушать, как Александра и ее фрейлина Анна Вырубова исполняют симфонии Петра Чайковского, композитора, которого очень ценили в царской семье.
Императрица Александра, немка по происхождению, тоже увлеклась исконно русским инструментом – балалайкой. Научиться играть на ней она не могла, потому что это выглядело бы нелепо – балалайка считалась «деревенским» инструментом, недостойным царственной особы. Даже просто для того, чтобы послушать балалайки, императрице приходилось делать это на борту королевской яхты.
Цесаревич Алексей: последний наследник – балалайка
Цесаревич Алексей, наследник, больше всех инструментов любил балалайку — он начал играть, когда ему было всего три года. Когда Алексею было 12 лет, он получил серию профессиональных уроков игры на балалайке. Он также купил две балалайки для своих друзей детства, кадетов Агаева и Макарова — Царевич оплатил инструменты из своих личных сумм, чтобы играть вместе с друзьями.
Алексей взял с собой две балалайки в Тобольск, когда царская семья была сослана после революции. Так что, скорее всего, предполагает Игорь Зимин, в последние месяцы жизни, живя в суровых условиях, лишенный своего стиля и званий, наследник продолжал играть на любимом инструменте.
© ТЁММИ: Культура
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ