Хотя спектакль «Мистерия Буфф» был революционным и футуристическим шедевром Маяковского, Мейерхольда и Малевича, тем не менее, это было одно из первых произведений, ставших жертвой советской цензуры.
В теплый день сто лет назад небольшая компания друзей услышала самую первую пьесу советского драматурга. Поэт Владимир Маяковский прочитал свое произведение «Мистерия Буфф» наркому просвещения Анатолию Луначарскому и известному театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду.
Спектакль представлял собой агрессивную часть большевистской пропаганды, и в 1918 году в Петроградской консерватории было три спектакля со сценическими декорациями и костюмами, разработанными Казимиром Малевичем. Но хотя первая советская пьеса трех радикальных художников, посвященная первой годовщине революции, казалась блестящей, она не имела успеха.
Зловещее начало
Мало того, что творческий процесс постановки «Мистерия Буфф» был саботирован, так еще и публика не проявила никакой реакции на произведение. Ленин даже назвал это произведение «хулиганским коммунизмом». Но почему это современное произведение подверглось такой критике?
Все началось зловещим образом. Через несколько дней после Октябрьской революции Луначарский в качестве наркома просвещения созвал совещание для обсуждения революционных подходов к искусству в новую эпоху. Были приглашены сотни художников, но пришли только пятеро: среди них были Маяковский и Мейерхольд.
Причина, по которой в то время появлялось так мало художников, заключалась в том, что политическая ситуация все еще была глубоко неопределенной, и, хотя все театры находились под контролем Луначарского, художники в значительной степени не были уверены в том, что следует присоединиться к большевикам. Биограф Мейерхольда Эдвард Браун назвал этот шаг «опасным актом веры».
«Мистерия Буфф» — странное произведение, написанное типично энергичными и бурными стихами Маяковского. Действие происходит в индустриальную эпоху и представляет собой библейскую притчу о Ноевом ковчеге. Революция — это потоп, очищающий мир от буржуазии, и «новый простой человек» приводит пролетариат в механизированный рай, где инструменты и даже еда подчиняются народу.
Актерский состав был чрезвычайно обширным: более 70 персонажей действовали в декларативном и риторическом стиле. Ассоциация консервативных актеров назвала произведение «футуристическим», что, по словам биографов Маяковского Энн и Сэмюэля Чартерс, является «словом, которое они дали всему, чего не понимали».
Произведение, конечно, очень далеко от популярных в то время театральных постановок Антона Чехова. Маяковский объясняет в прологе, что он о них думает:
«Смотришь и видишь —
гнусят на диване
тети Мани
да дяди Вани.
А нас не интересуют
ни дяди, ни тети, —
теть и дядь и дома найдете.»
Поэтому Маяковский явно отказался имитировать в своей пьесе наблюдаемую реальность. Аналогичным был подход Малевича к живописи: «Я видел свою задачу не в создании ассоциативной связи с реальностью за сценой, а в создании новой реальности».
Спектакль начался с выхода актеров на сцену с афишами популярных спектаклей того времени, символизировавшими своеобразное объявление войны театру царской эпохи.
Не удалось организовать
Петроградская консерватория не особо сотрудничала и отказалась продавать копии сценария. Двери в репетиционные залы были заколочены, а гвозди для конструкции сцены остались запертыми. Актеры очень подозрительно отнеслись к проекту и по большей части отказывались в нем участвовать. В газете даже было объявление со следующим призывом: «Товарищи! Ваш долг — отметить великий день революции революционным спектаклем». Но в конце концов пришлось нанять студентов и несколько главных ролей пришлось сыграть самому Маяковскому.
Примечательно, что большинство критиков сочли произведение неуместным. Режиссер театра Владимир Соловьев позже писал: «Зрители приняли его не очень хорошо. Остроумные сатирические отрывки… были встречены каменным молчанием».
Впоследствии выступление на открытом воздухе было отменено, а футуристам запретили участвовать в предстоящих первомайских торжествах. Большевики опасались, что их стиль отпугнет пролетариат.
Трагические судьбы
Если оглянуться назад, то это театральное представление оказало крайне негативное влияние на жизнь Маяковского, Малевича и Мейерхольда. Через двенадцать лет после «Мистерии Буфф» все трое умерли, но не из-за старости. Маяковский покончил жизнь самоубийством в 1930 году, что произошло главным образом из-за психологических проблем и его сложных отношений с Лилей Брик, но его постоянные битвы с властями также оказали большое влияние на его неспособность жить и быть художником.
Со временем произведения Малевича были запрещены и конфискованы, поскольку они были слишком абстрактными и «буржуазными». В 1930 году он был заключен в тюрьму и заболел раком. Он продолжал заниматься фигуративным искусством в начале 1930-х годов, но в конце концов умер в 1935 году.
Больше всех от негативных последствий пострадал Мейерхольд: его выступления были запрещены, его театр закрылся, его пытали и в конечном итоге расстреляли. То, что началось в запертых репетиционных залах в 1918 году, внезапно оборвалось в Лубянской тюрьме в 1940 году.
Оптимизм уступает место репрессиям
Фактически, в 1930-е годы революционный оптимизм уступил место паранойе, цензуре и убийствам, во многом из-за личности Сталина и его настойчивости в продвижении удушающей идеологии советского реализма. Однако правда, вероятно, на самом деле более разрушительна. Непосредственная реакция на «Мистерию Буфф» в 1918 году была аналогична более поздним аргументам против авангардного искусства во время чисток: утверждалось, что оно не сразу доступно простому человеку и, следовательно, находится на стороне буржуазии.
Как ранее заявлял Луначарский, «Мистерия Буфф» был «непонятен» новому обществу. История произведения показывает, что у большевизма и искусства с самого начала были сложные отношения, потому что, даже если художники, казалось, следовали идеологической линии, они были слишком независимыми в своем отношении к экспериментальным и революционным настроениям около ста лет назад и радикальным.
© ТЁММИ: Культура
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ